Новости СМИ2
В разговоре за «круглым столом» участвовали зам.начальника управления городским хозяйством (УГХ) Михаил СЕМИН, специалисты управления Алексей АНИСИМОВ и Ольга ТУШИНА, директор объединения «Союз-НТ» Александр ПЕТРОВ, директор фирмы ТАС Максим РОМАНОВ, представитель объединения «Строитель-Т» Алексей ХАЙРУЛЛИН. Мы обсудили разные аспекты работы общественного транспорта, новую «редакцию» схемы. Гости редакции прокомментировали вопросы и предложения читателей ТР.
Все врубают 220
Специалисты УГХ сообщили, что оптимизацией маршрутов общественного транспорта сегодня занимаются по всей России.
Сферу приводят в соответствие с требованиями 220-го ФЗ, согласно которому на одном маршруте не должны работать разные предприятия.
М.Семин: Мы это делаем, прежде всего, ради безопасности. Водители разных фирм обгоняют друг друга в соревновании за выручку.
О.Тушина: Вторая причина изменения схемы – мы от договорных отношений с перевозчиками идем к контракту и к конкурсам, а для этого нам необходимо установить количество необходимого транспорта. Мы постарались захватить участки ликвидированных маршрутов другими – 37-й отменили, дальше стал проезжать 25-й.
– Какие нормы дальности пешеходных путей до ближайшей остановки вы брали в расчет при разработке схемы?
М. Семин: Существуют СНИПы градостроительные, подход 400 метров в высотной застройке, в частном секторе – 600-800 метров. Эти нормы рассчитывались при социализме и основывались на экономически эффективной работе транспорта.
В 90-е все трансформировалось – перевозчики шли на все, чтобы заработать. Но нормативная структура не предусматривает такого варианта, чтобы от каждого дома или здания человек мог доехать куда угодно общественным транспортом. Ни в одном городе таких схем нет.
Да, это так, и любой, кто путешествует по России, это подтвердит. Как и тот факт, что во многих регионах наряду с частным извозом сохранена доля муниципального автотранспорта, и ездит он по тем же маршрутам, только реже, по расписанию. Зато в таких автобусах действуют все льготы и проездные билеты.
Михаил Семин.
Автобусный проездной в Тагиле – перспектива или утопия?
М. Семин: Мы будем к этому стремиться. Если не такие драконовские проценты будут, возможно. …Первый шаг – контракты, которые переведут нас с частными перевозчиками в денежные отношения, а не только в технические. По опыту Екатеринбурга известно, что на организацию единого проездного нужны немалые средства. Нужно организовать единый центр, оператора. В Тюмени, например, хорошо развита служба контроля над перевозками. Этим занимается муниципальное учреждение, которое имеет длительный опыт работы. Либо государство готово будет субсидировать. Но в любом случае это будет работать при условии, что много людей будут готовы купить такие проездные.
У нас пока даже с электронной оплатой дела неважные. В тестовом режиме работают несколько автобусов. Трамвайный парк перешел, но им восполняет расходы городской бюджет.
Представители транспортных предприятий объяснили, что не готовы к установке терминалов для оплаты картами:
А.Хайруллин: Аппаратура дорогостоящая, обслуживание тоже. В результате установки тот рубль к цене проезда, прибавки которого мы два года добивались, будем отдавать за услуги банка. Комиссии для ИП драконовские.
М. Романов: Раньше мы ездили по тарифу, приравненному по стоимости к литру бензина. А сейчас сравните цены. В Екатеринбурге тариф 28 рублей, и им автобусы закупают за счет бюджета. А в Тагиле все это на наших плечах.
М. Семин: Не было бы проблем, если бы перевозки не зажимали тарифом. Любая деятельность, которая регулируется тарифом и не получает компенсации, заводит в такую ситуацию. У коммунальщиков, энергетиков такая же беда. Сбербанк помогает, но за жуткие проценты.
Максим Романов.
А кто считал?
На наши предыдущие материалы, где предприниматели жалуются на нехватку средств, на потери из-за дублирующих маршрутов, читатели реагируют такими вопросами: «Откуда известно, что не хватает денег, если нет ни билетов, ни терминалов и неизвестно, сколько вообще денег собирают на маршрутах?»
Мы отвечаем, что предпринимателей контролируют налоговые органы, и видимо, у них претензий нет. Что скажете?
А.Хайруллин: Если бы мы имели высокие доходы, неужели закупали бы ПАЗики? Купили бы сразу Мерседесы, которые в 4 раза дороже. Да, комфортные автобусы лучше – и для пассажиров, и для добросовестных перевозчиков. Но большой автобус требует в разы больше расходов.
– Есть примеры, что какое-то ИП в вашем объединении на извозе разорилось?
А.Петров: Разорились – не скажу, но часть ИП ушла из бизнеса. Помните, ездили страшные машины по прозванию «шайтан-арба» – там порой двери не закрывались. Когда мы поставили условие – либо меняете подвижной состав, либо не будете работать, некоторые ушли.
Алексей Хайруллин.
Таблички будут?
Горожане рассчитывают, что когда мы перейдем с интервалов на четкое расписание движения, на остановках появятся, наконец, доски или подвесные таблички.
М.Семин: Информирование через остановочные пункты в перспективе должно быть, опыт изучали, но это расходы немалые, как оказалось. Пока идем по пути размещения информации в СМИ и соцсетях. В самих автобусах также обязательно должны быть расписания. Но у большинства маршрутов периодичность 8-10 минут.
– Да, но после 20 часов все меняется, и люди хотят знать, какого автобуса и во сколько им ждать.
Уговорили перепроверить
Скажем честно, наши настойчивые вопросы о дальнейшей корректировке маршрутов перевозчики и специалисты администрации приняли с недоумением. Они ведь все честно и внимательно проработали.
А. Петров: Не понимаю возмущений по поводу организации движения по Пархоменко. У нас из города в сторону Красного Камня на 46-м маршруте ездит 40 машин. Это получается, что люди от «Красногвардейца» до «Уюта» не могут дойти? Или от «Смака» до Дома книги? Возьмем Красноармейскую в районе молокозавода – там жителям в любую сторону более 500 метров на остановку надо идти.
Считаю, что претензии не обоснованы. Вспомните, сколько было претензий из-за отмены остановок по требованию? Так же и в этих случаях, это вопрос привычки.
Александр Петров.
О. Тушина: Часто перевозчики одно говорят, пассажиры – другое. Мы все две недели мониторили обращения по всем больным вопросам, сами ездили – больших проблем не осталось. Например, 11 февраля с 6 утра проверяли – весь центр города объезжали. Интервалы движения на Лебяжку – 5-8 минут. Сказать, что «невозможно уехать», нельзя. Ведь в феврале сократилось только количество маршрутов, а количество машин осталось то же самое.
Большинство сегодняшних жалоб разработчики схемы объясняют тем, что люди либо не хотят ехать стоя, либо не готовы добираться 200-400 метров до остановки. Но сложившиеся стереотипы постепенно придется менять.
Между тем, Михаил Семин согласился, что от «Юбилейного» на ГГМ и раньше в определенные часы было сложно в транспорт сесть, и сейчас проблема есть.
Также обещал еще раз проверить, насколько серьезны неудобства, вызванные отменой 21-го маршрута.
Приоритет – муниципальному транспорту, т.е. трамваю
Привлечение тагильчан к поездкам в трамваях – побочный эффект оптимизации автотранспорта.
О. Тушина: Практически в любой конец города можно уехать трамваем, и сейчас рассматривается вопрос о едином проездном, который действует на всех маршрутах. Поэтому когда нам пишут, что от проходной УВЗ тяжело уехать на 57-м автобусе, мы не понимаем, почему в часы пик людям не сесть на 12-й или 17-й трамвай, которые ходят в сторону города через 5-10 минут.
Ольга Тушина.
Все звонки записаны
Накануне «круглого стола» мы приняли множество звонков читателей. 19 обращений касались маршрутной сети, кроме этого в связи с ее оптимизацией тагильчане снова поднимали вопросы контроля над деятельностью ИП-перевозчиков.
Жителям центральной части города и Красного Камня непонятна логика отмены 21-го маршрута. Усиление отчасти дублирующего его 46-го проблем не снимает. Живущим на Красном Камне в районе Приречного стало сложно добираться из школ 32, 44, 45, Дворца молодёжи. Проблемы есть у посетителей и работников ТЦ Квадрат.
Жителям улицы Газетной, особенно в районе центра занятости, далеко ходить на остановки маршрутов, заменивших 10-й. Ведь все привыкли ездить на Тагилстрой без пересадок. Например, 76-летняя Татьяна Вячеславовна говорит, что с вокзала до дома добирается двумя видами транспорта. «На 10-м регулярно ездила заниматься в бассейн на ул. Октябрьской революции, а пешком тяжело в горку. Маршрут не загружался потому, что машины ходили нечетко. При почасовом расписании он оставался бы востребованным».
Два звонка – с давней просьбой пустить маршрут по улице Красноармейской: из города до Космонавтов кварталы густонаселенные, а до остановок идти далековато.
4 предложения от жителей Лебяжки и окраины Рудника касаются регулировки движения маршрутов с литерами Л и Р: есть мнение, что ходят они очень редко, ждать приходилось по 30 минут и дольше. «Проходит шесть четверок, только седьмая 4Л. Водители говорят, что им этот маршрут невыгоден, и просто меняют таблички по пути».
У «Юбилейного» после 16 часов ожидание свободной маршрутки в сторону ГГМ заняло 40 минут – 33-й и 25-й идут полные.
Жители ГГМ просят продлить некоторые маршруты: 33-й – до улицы Бригадной, и какой-либо из оставшихся – до ВМЗ, взамен ликвидированного 24-го.
Эти и другие вопросы мы направили специалистам управления городским хозяйством для дополнительного мониторинга ситуации.
Фото Сергея Казанцева