Качественный дистант

Главной темой недавно прошедшей пресс-конференции министра общего и профессионального образования Свердловской области Юрия Биктуганова стала адаптация образовательного процесса в Свердловской области к новой волне ковида.


Проведен анализ качества дистанционного образования, определены проблемы и найдены пути их решения.

О том, с какими трудностями приходится сталкиваться в процессе онлайн-образования и как их избежать, рассказали учителя тагильских школ.

Лариса БУЛЫГИНА, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей, кандидат педагогических наук:

– Принципиальная особенность вновь начавшегося дистанта заключается в том, что те, кто хотел, к этому были готовы. Это значит, что все трудности прошлого онлайн-обучения учителями, администрацией школ были проанализированы, сделаны соответствующие выводы.

Готовность к дистанту заключается в следующих шагах.

Шаг первый. Это организация образовательного процесса. Например, в лицее ученики с пятого по восьмой классы точно знают расписание на всю неделю. Каким образом, на каких интернет ресурсах будет установлена связь между ними и учителями. Занятия проходят на разных интернет-платформах, перегрузки учащихся нет. После онлайн-урока ученики выполняют задания учителя.

Четкое расписание, минимум платформ, на которых обучаются дети, позволяет обеспечить и родительский контроль: можно проверить расписание, узнать, в какое время и что должен делать ребенок, сроки сдачи.

Шаг второй. Необходимо провести анализ электронных средств обучения. Как только объявили дистант, первое, что сделали классные руководители, – провели опрос семей, готовы ли они к такому формату обучения. Если семьи «технически» не готовы, то они должны были сообщить об этом и взять в школе ноутбук, который оборудован звуком, камерой и необходимыми программами. Проблема оставить младших школьников одних дома тоже решаема: министр образования заявил, что родители могут взять больничный на время дистанционного обучения школьников в условиях, когда не с кем оставить дома ребенка.

Шаг третий. Обязательно обеспечивается контроль со стороны администрации за исполнением установленного расписания. Изменить его, формат занятия невозможно, если только это не форс-мажор, как было на прошлой неделе: на Вагонке не было интернета и Google-конференцию было невозможно провести в обозначенное в расписании время. Не может быть такого, чтобы учитель запланировал урок и не провел его должным образом, перегрузил детей или же решил внести изменения в заданиях и сообщил об этом в WhatsApp. При четкой организации такого нет и быть не может.

Конечно, изменения могут произойти, например, из-за болезни учителя. И если учитель даже с коронавирусом, но может вести онлайн-урок, он его ведет. Если же температура высокая, то происходит замена учителя, и только в том случае, если замена невозможна, – меняется расписание. Но это единичные случаи.

Чтобы дистант был эффективным, учителю надо перестроиться – пересмотреть формы работы и результат. Например, бессмысленно проводить большую практическую контрольную работу дистанционно, поэтому я ее отодвигаю на более поздний строк. Или если запланирована реализация какого-то проекта, то это тоже безболезненно можно будет провести в очном режиме.

Но дистант обозначил и серьезную проблему: большое количество учителей-стажистов, которые могли бы еще учить наших детей, за время пандемии ушли на пенсию, потому что не владеют на должном уровне практическими навыками работы с электронными ресурсами. Считаю, что нужно постараться сохранить этих педагогов для образования. Может быть, есть возможность подключить к ним волонтеров-старшеклассников или тьюторов – молодых специалистов, чтобы оказать практическую помощь при работе с новыми образовательными ресурсами. Это помогло бы сохранить преемственность, культуру тагильского образования, педагогическую основу.


Елена ПОДОПРИГОРА, учитель физики МБОУ СОШ №81:

– Сегодня часть классов учится в дистанционном режиме, часть – в очном. Поэтому возникает проблема с расписанием. Учителю сложно проводить одновременно уроки и в очном режиме, и онлайн. Если идет чередование уроков, то кабинет должен быть полностью оборудован. Поэтому мы составляем расписание таким образом, чтобы «развести» для учителя уроки в дистанте и очные.

Иногда возникает проблема с родителями: некоторые хотят, чтобы все занятия проводились онлайн, поэтому бывает – уроки заканчиваются около шести вечера, наша школа работает в две смены. И в этом случае возникает конфликт с существующими санитарными правилами и нормами. Другие же категорически против, чтобы все уроки были в дистанте, потому что они понимают, что ребенок целый день сидит за компьютером. И нужно выбрать ту грань, чтобы учесть требования всех участников образовательного процесса.

Эти проблемы решаем за счет объединения классов из одной параллели. Дети уже привыкли к онлайн-обучению, они не стесняются отвечать, они более раскрепощены, так как находятся в домашней обстановке. В этом случае у многих детей повышается мотивация и, естественно, успеваемость.

Более того, использование электронных образовательных ресурсов не вызывает особых проблем у школьников. Так, например, с платформой «ЯКласс» мы начали работать еще задолго до пандемии, в 2012 году. И в то время речь о дистанте не шла. К 2019 году, к началу пандемии, за исключением учеников первых классов, все знали, как работать с этим ресурсом. В «ЯКлассе» размещены теоретические занятия, есть тренировочные задания. Так что не нужно переходить с платформы на платформу, просто организовать обучение в дистанте и на дому. Более того, любой учитель с помощью ресурсов данной платформы может создать свой урок, а можно прикрепить к урокам другие видеоресурсы. Дети могут повторно прослушать пройденный урок или повторить то, что забыл или плохо усвоил.

Использование платформы для педагогов «Видеоуроки.нет» позволяет учителям также организовать продуктивное обучение. Для этого мы регистрируем на платформе своих учеников, и педагогу остается сформировать урок: подобрать видеообъяснение, конспект урока, спланировать тестирование. Работая с данным ресурсом, мы видим активность ребенка: или он познакомился с видеоматериалом, предложенным конспектом полностью, или он просто «прокрутил» урок. Данный ресурс позволяет подобрать задания разного уровня сложности, для разных учеников.

Конечно, сегодня существует множество платформ, но мы для школы определили эти две. Чтобы не было путаницы ни у детей, ни у педагогов.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*