Дорогие дороги: магистрали будущего, которые есть уже сейчас

Что такое автомобиль без дороги… А потому наша планета продолжает неуклонно покрываться сетью шоссе, автобанов и хайвеев. Но все это самые обычные дороги, а существуют и необычные – от поющих до подзаряжающих. Они, конечно, пока дороги, но за ними будущее.

Без ветерка, но с музыкой

Музыкальная или поющая дорога очень похожа на желобок виниловой (кто еще помнит) пластинки, по которому едет иголка. Только вместо звукоснимателя по участку трассы с искусственными канавками движется автомобиль, создавая музыку.

Первая известная музыкальная дорога – Asphaltophone – была создана в октябре 1995 года двумя дизайнерами в Дании. Сначала ее воспринимали как прикол или туристический аттракцион. Но со временем выяснилось, что такая трасса помогает соблюдать скоростной режим – ведь музыка будет слышна лишь при определенной скорости движения автомобиля (обычно 60-70 км/ч). А кроме того, поющая дорога может "разбудить" проезжающего по ней заснувшего за рулем водителя, издавая какофонию, если скорость не та.

И тогда "асфальтофоны" начали строить по всему миру. На сегодня, помимо Дании, они есть на Тайване, в США, Японии, Южной Корее, Нидерландах, Казахстане, Венгрии и Китае.

В России в 2014 году тоже планировали "озвучить" участок трассы М-4 "Дон", но посчитали деньги и решили, что так называемая шумовая разметка гораздо дешевле и эффективнее – если въезжаешь на нее на большой скорости, раздается жуткий шум, а кузов начинает вибрировать. К тому же "шумполосу" хорошо видно.

Какой китаец не любит быстрой езды

Скорость без ограничений, конечно, безопасности не добавляет, но самой безопасной в мире сетью скоростных дорог, на которых отсутствуют ограничения скорости, являются немецкие автобаны. Однако безопасность там "регулируется" не автоматикой, а скорее немецкой осторожностью и здравым смыслом. Достаточно сказать, что многие немецкие автопроизводители добровольно ограничивают скорость до 250 кмч. А кроме того на автобанах существует правило левой полосы, которая всегда должна оставаться свободной.

Антиподом Германии в смысле употребления здравого смысла при безлимитных скоростях является Южная Индия. В штатах Карнатака, Махараштра, Андхра-Прадеш и Телангана, где отсутствуют ограничения скорости и штрафы, количество ДТП космическое, учитывая численность населения. А вот развивать космические скорости у местных стритрейсеров не получается – они ездят в основном на изделиях индийского автопрома и сбивают в основном пешеходов, велорикши и гужевой транспорт.

Начал безлимитные эксперименты и Китай. Растущий, как на дрожжах, автопром помимо всего мира "загружает" машинами и саму Поднебесную. Увеличивающийся трафик требует новых скоростей, а потому в стране пошли на эксперимент, попробовав вообще отменить ограничения на одной трассе.

До конца 2023 года будет открыта первая безлимитная автомагистраль Ханчжоу – Шаосин – Нинбо, протяженностью 161 км. Правда, сначала скорость все же ограничат до 150 км/ч (вместо обычных 90 км/ч), и пропускная способность увеличится на 20-30%. Все ограничения снимут после анализа BigData – не их основе интеллектуальная облачная платформа будет управлять трафиком. Плата за "безлимитку", как и на подмосковном ЦКАД, будет производиться через приложение – ведь пункты оплаты тоже тормозят движение. А кроме того на магистрали заработает беспроводная зарядка для электромобилей.

На зарядку проезжай!

Кстати, о зарядке. На сегодня это весьма перспективная технология, ведь рынок электромобилей растет – по данным РБК, в 2026 году на электрокары придется половина всех мировых продаж. Однако главная проблема этого вида транспорта – по-прежнему маленький (де-факто) запас хода и долгое время зарядки при достаточно ограниченном количестве самих станций. Поэтому получать энергию во время движения – это самое то, что нужно для электрокаров.

Удивительно, но всю эту фантастику подробно расписал еще в 90-е годы XIX века Никола Тесла! Система медных катушек встраивается прямо в асфальт, и энергия от них передается аккумуляторам электрокара при помощи магнитной индукции. Правда необходимо, чтобы блок управления находился на обочине, а приемник был установлен в шасси каждого автомобиля, и тогда заряжаться можно будет как на стоянке, так и во время движения. И никаких тебе станций!

Строительство таких трасс уже идет вовсю. В 2017 году в Китае был сдан в эксплуатацию экспериментальный участок дороги с фотогальваническим покрытием, но все же полноценной электротрассой, ее, наверно, назвать нельзя. Судя по всему, первая полноценная электродорога появилась в Швеции в 2018 году между аэропортом Стокгольм-Арланда и логистической площадкой для электрогрузовиков.

Но активнее всего подобными технологиями занимается израильский стартап ElectReon в сотрудничестве с итальянскими автоконцернами Stellantis и Iveco. В 2020 году уже построены экспериментальные участки беспроводных заряжающих дорог в Израиле и Северной Италии, а в 2021 году завершилось развертывание крупнейшей на сегодня системы беспроводной зарядки длиной 1,65 км на шведском острове Готланд. Подряды на Тесла-строительство уже получены во Франции, Норвегии и в США.

Эффективность таких дорог оценивается в 91%! Правда, они очень и очень недешевы.

Эх, дороги, пыль, реагент…

А что же в России? А в России все инновационные решения в дорожном строительстве прежде всего связаны с огромной протяженностью дорожной сети при неблагоприятных климатических условиях. Зарубежным изобретателям такая погода и не снилась! Поэтому основные прогрессивные решения в области дорожного строительства появляются не в Москве, и даже не в Европейской России, а в суровой Сибири. К тому же, после введения санкций вопрос импортозамещения в автодорожной сфере встал очень остро, и его стали решать весьма быстрыми темпами. И весьма успешно.

Ну кого в России удивишь ямами на дорогах, однако они представляют собой большую проблему, поскольку имеют склонность разрастаться и попросту "съедать" покрытие. Однако перекладывать дороги дорого, а значит необходим так называемый ямочный ремонт. Но в суровых сибирских реалиях он подчас невозможен. В Иркутском государственном техническом университете разработан комплекс для локального ремонта асфальта при температуре до минус – 12°С. При этом прочность такой "заплатки" повышает­ся в 2,5 раза – она очень быстро затвердевает… под воздействием колес проезжающих автомобилей. Запускать их по дороге можно уже через 3 минуты после ремонта!

Как образуются ямы на дорогах понятно – вода попадает в трещину, ударяет мороз и лед разрушает асфальт. Но можно ведь и полностью освободить дорожное полотно от влаги. И такой способ уже разработан в Томском госуниверситете. Инновационная смола ПМ-14, состоящая из катализированной смеси альдегидов и формальдегидов, как раз обезвоживает дороги. Достаточно лишь покрыть ей асфальт!

Но и отталкивать влагу в наших реалиях тоже мало – зимой выпадает снег, а чистить его на обширных сибирских просторах дело неблагодарное. Используются реагенты, но и они при постоянных морозах практически не действуют. Этой проблеме тоже нашли решение в Томске, но уже студенты госуниверситета, которые разработали реагент, способный работать при морозе до минус 37. Смесь превращает лед в рыхлую массу, которую легко убрать, а сам реагент растворяется вместе со снегом, не оставляя разводов.

Еще одним бичом российских дорог является пыль. Специальный "пылесборник" уже разработан в Якутском институте нефти и газа СО РАН совместно с дальневосточными дорожниками. Эмульсия распыляется на дорогу и связывает частицы пыли друг с другом. Такие комочки уже не могут подняться вверх при движении машин, а кроме того их очень легко убирать обычной спецтехникой, не допуская образования грязи.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*