Предлагаем тест, который покажет, хорошо ли вы знаете свои права как покупателя и потребителя.
Даже самый дружелюбный продавец видит в покупателе, прежде всего, выгоду. Может ли вас сбить с толку доброжелательность торговцев и знаете ли вы, чего вправе требовать от любой сделки? С этими ситуациями может столкнуться каждый, и если учиться на своих ошибках, то лучше сделать это заранее.
1. Микроволновка сломалась на следующий день после того, как закончилась гарантия. Вы хотите вернуть деньги, но в магазине говорят, что сначала они проведут экспертизу, а деньги – может быть, потом. Кто прав?
1. Я прав!
2. Продавец прав.
2. Вы заказали в интернете часы с гравировкой своего имени, но через три дня после доставки поняли, что они вам не нужны. Будете требовать деньги обратно?
1. Обязательно, ведь с момента получения не прошло семи дней.
2. Не буду даже пытаться.
3. У купленного вами новенького пылесоса постоянно выпадает шланг. Продавец пообещал устранить недостатки за два месяца. Вас устроит такой срок?
1. Нет.
2. Устроит, хорошо, что вообще приняли товар.
4. Вы купили холодильник, и он сломался. Вы сдали его ремонтировать по гарантийному сроку, продавец согласился предоставить вам подменный товар, но доставка – уже за ваш счет. Будете платить?
1.Конечно, нет.
2. Оплачу, холодильник ведь нужен
5. Вы заключили договор на ремонт квартиры. Вам рассчитали примерную смету, но после работ просят доплатить, потому что материалы подорожали. Приготовите деньги?
1. И не подумаю.
2. Доплачу, ведь материалы действительно подорожали.
6. Товар оказался бракованным, а вы, как назло, потеряли чек. Выбрасываем покупку?
1. Ни в коем случае.
2. Да, все равно от него толку нет, и в магазине ничего не доказать.
7. Вы купили шубу, но, придя домой, пожалели потраченных денег и решили вернуть приобретение. Стоит тратить время?
1. Шубу могут взять обратно.
2. Увы, надо было раньше думать
8. Вы заказали кровать, вам пообещали сделать ее за два месяца, а прошло уже два месяца и три дня. Стоит ли требовать компенсацию?
1. Да, здесь за каждый день просрочки можно требовать компенсацию.
2. Нет, если задержка произошла из-за непредвиденных обстоятельств.
Итак. Если купили некачественный товар или вам не понравилось, как вас обслужили, – обращайтесь в местный Роспотребнадзор. Если охранник применяет физическую силу или продавец требует показать содержимое сумки – в полицию. Вернуть деньги можно, написав претензию, а в отдельных случаях – через суд.
Правильные ответы.
1. Продавец прав. Вы можете предъявлять претензии и после гарантийного срока, но только если со дня покупки прошло не больше двух лет. При этом экспертиза должна быть независимой, и сотрудники торговой фирмы не могут ее проводить.
2. Не буду даже пытаться. В течение семи дней после доставки интернет-товара вы можете отказаться от него без объяснения причин. Исключение – товары с «индивидуально-определенными свойствами», которые может использовать только сам заказчик. Как правило, это вещи, изготовленные по конкретному заказу, поэтому сдать их обратно не получится.
3. Нет. Боритесь за свои права, напомните продавцу, что он нарушает закон, ведь недостатки должны быть устранены в течение 45 дней.
4. Конечно, нет. Никогда не оплачивайте доставку в этом случае – только зря потратите деньги. В такой ситуации доставку должен оплатить продавец.
5. И не подумаю. Правильно. Исполнитель обязан своевременно предупреждать об увеличении сметы. Если этого не произошло, вы вправе отказаться от исполнения договора.
6. Ни в коем случае. Идем в магазин и меняем. Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Факт покупки можно подтвердить любыми другими доказательствами: свидетельскими показаниями, фирменной упаковкой, этикеткой и т. д.
7. Шубу могут взять обратно. Ее можно обменять или сдать в течение 14 дней после приобретения при условии, что вещь не была в употреблении.
8. Да, здесь за каждый день просрочки можно требовать компенсацию. Закон предусматривает неустойку за каждый день просрочки выполнения работ или оказания услуг: по 3% от стоимости данного заказа. Максимальный размер неустойки не может превысить цену заказа.