Время странствий: Эрмитажный театр

Питер. Колоссальное количество достопримечательностей, море культурной жизни, плюс особое душевное расположение этого города ко всем: и приезжим, и живущим здесь. Для меня Питер – живой организм, с широкой душой, большим сердцем, русским характером, с особой аурой, которой окутывает каждого, оказавшегося на его улицах… Я понимаю людей, которые общаются с ним, передают приветы Питеру и скучают, отлучаясь.

Темным осенним вечером Невский проспект горит неоновым, диодным и всяким другим электрическим светом. Он поет на разные голоса, стили, вкусы и ведет к Дворцовой площади, к Эрмитажу…Ноги сами несут меня по этой дороге, душа ликует. Я иду не просто в музей, а в театр. В Эрмитажный театр! На балет «Лебединое озеро»!

Непарадный вход, со стороны Дворцовой набережной, на которой обычно мало прохожих и много машин. Мраморная лестница сразу дает понять, куда ты пришел. Охранник с рамой металлоискателя при входе в здание. Гардеробщицы на лестничной площадке выше. И, на самом верху, после второго марша, контролер при входе в фойе. Последний вернул меня вниз, предлагая сдать в гардероб фотоаппарат. Видеосъемка запрещена. Вся надежда на телефон.

Наконец, перед нами распахнули высоченные дворцовые двери. Большой зал фойе, не уступающий по декору в стиле французского рококо любому другому залу Эрмитажа. Светлые голубые стены украшены белой и позолоченной ажурной лепниной. Она обвила не только стены, но и распласталась по потолку, уступив место трем картинам итальянской живописи. Живопись и на стенах – портреты в медальонах. Яркий ромбический рисунок на дубовом паркете пола. Высокие арочные окна от пола с белыми шелковыми портьерами задают ритм и напоминают, что мы идем по переходной галерее через Зимнюю канавку. Четыре люстры с имитацией свечей освещают фойе вечером.

Еще одни дворцовые двери, и перед нами открывается зал театра. Здесь все так, как было при Екатерине II. Это она поручила архитектору Джакомо Кваренги создать приватный театр для императорской семьи и придворной знати. Уютный небольшой зал на двести пятьдесят человек. В античном стиле амфитеатром от сцены поднимаются полукругом мраморные скамьи, отделанные красным бархатом. Они довольно удобные. Мы сидим свободно, далеко друг от друга. Неожиданно ловлю себя на том, что слегка развалилась, закинув руку на низкую спинку, словно дома на диване. Билеты в этот театр продают без мест, рассадка свободная. Мы сидим вперемешку, иностранцы и россияне, вокруг слышна немецкая, английская, китайская и русская речь. Хорошо видим друг друга, и эти полукруглые скамьи каким-то образом объединяют нас. Да и цель у нас одна – насладиться историческим театром и представлением в нем. К нам подошла китаянка, предложив сфотографировать нас вместе с подругой. В зале, на удивление, мало китайцев, а во всех музеях Питера их очень много. Интересно, что их смутило: неизвестное место или стоимость билетов. Цена билетов различна, для граждан РФ предусмотрена льготная стоимость.

Зал немного гудит, чувствуется праздничное возбуждение посетителей. Нестройные звуки из открытой оркестровой ямы натягивают напряжение ожидания. Оркестр отделен от зрителей балюстрадой. Мягкий свет огромной люстры в центре потолочного плафона и канделябров на стенах заполняет зал и освещает скульптурный декор помещения. На серо-белом мраморе стен выстроились красные полуколонны. Между ними в глубоких нишах расположились белые мраморные скульптуры Аполлона и девяти муз. В верхнем поясе стен в медальонах видны барельефы известных поэтов и музыкантов.

Наконец медленно гаснет свет, звучат первые аккорды знакомой с детства музыки, занавес ползет вверх…И на глубокой огромной сцене, не уступающей по размерам сцене любого значимого театра, на полированном отражении «озера», в слабой утренней дымке появляются белые лебеди…

Зал громко вздохнул: «Вау». Иностранцы не могут сдерживать чувства. А я неожиданно прочувствовала огромную гордость за нашу страну, и безграничное счастье, что являюсь ее частичкой. И даже некую сопричастность ко всему происходящему. К этому залу, хранящему историю и характер русских императоров. К музыке глубокоуважаемого земляка П.И. Чайковского. К русскому балету – лучшему балету в мире.

Ольга МАЛЬЦЕВА.


Фото автора.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*