Уходит в прошлое 2020 год. Он кардинально изменил жизнь каждого из нас. Пандемия коронавируса, в которую еще весной мало кто верил, заставила по-новому взглянуть на происходящее. Но несмотря на это, можно уверенно сказать: Нижний Тагил с трудностями справился. Все запланированное сделали, город выполнил взятые на себя обязательства, не подвел губернатора Свердловской области.
Кроме того, 2020-й, навсегда останется в истории как Год 75-летия Победы, в который Нижнему Тагилу было присвоено почетное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести».
Накануне Нового года глава города Владислав ПИНАЕВ в гостиной «ТР» вместе с журналистами подвел итоги 2020-го.
– Владислав Юрьевич, какие главные вехи уходящего года Вы бы отметили?
– Вы уже назвали – историческое событие присвоение звания «Город трудовой доблести». Этому моменту предшествовала большая работа. Я благодарю всех, кто причастен к подготовке документов, благодарю жителей города. Сотрудники нашего музея сделали десятки запросов на предприятия, в архивы и музеи Российской Федерации. Пакет представленных документов в федеральный оргкомитет «Победа» содержит подробную историческую справку о Нижнем Тагиле в годы войны объемом 42 печатных листа, а также сканы более 20 исторических документов и 25 уникальных фотографий. Почти 236 тысяч тагильчан поставили свои подписи в поддержку, а это 63% жителей! Присвоение городу этого высокого звания – наша общая благодарность за трудовой подвиг земляков.
Спасибо Президенту за это решение. Благодарю губернатора Свердловской области, а также региональное отделение партии «Единая Россия», руководителей градообразующих предприятий, которые активно поддержали заявку нашего города.
Теперь мы включились в не менее важную работу по увековечению подвига тружеников тыла в городе трудовой доблести. Создана рабочая группа, сформирован план мероприятий по дальнейшей работе. Вместе с жителями выбирали места для установки стелы «Город трудовой доблести» и въездного знака. На официальном сайте и в социальных сетях было объявлено голосование. Местом размещения стелы выбрали Привокзальную площадь. Сейчас выходим на проектирование.
Привели в порядок мемориал воинской славы на «Рогожино». Он был открыт в 1950 году на месте захоронения советских солдат и офицеров, капитальный ремонт сделали впервые. Работа велась совместно с правительством Свердловской области и министерством жилищного и коммунального хозяйства.
В конце года планировали привести в порядок памятник тагильчанам, погибшим в локальных войнах планеты. Однако специалисты установили, что необходимо делать капитальный ремонт, а не косметический, поскольку комиссия зафиксировала критические признаки разрушения постамента.
– Какие уроки, на Ваш взгляд, нам преподнесла пандемия? Чему научила?
– Часть приоритетов, которые были расставлены до начала пандемии, отошли на второй план. То, с чем столкнулись Нижний Тагил, область и страна в целом, заставило пересмотреть подходы в экономике, формировании бюджета. Вопросы благотворительности, партнерской поддержки, в том числе медицинских учреждений Нижнего Тагила, приобрели особое значение.
Отмечу, за последний год волонтерство в Нижнем Тагиле стало мощным движением. Казалось бы, эпидемия и самоизоляция должны были отдалить людей друг от друга. Однако мы видим, что, напротив, возникшие сложности вызвали настоящий подъем добровольчества в нашем городе. Бесспорно: кризисные ситуации всегда проще переживать вместе.
Благодарен подрядчикам за то, что проблемы никак не сказались на сроках реализации проектов: все сделали вовремя, включая ремонты дорог, где поначалу столкнулись с нехваткой рабочей силы из-за закрытых границ. Несмотря ни на что в городе масштабно реализуются национальные проекты.
Радует, что в сложной ситуации не остались одни, ощутили большую поддержку предприятий. Благодаря этому мы уже на первом этапе смогли стабилизировать ситуацию в городе, обеспечили врачей средствами индивидуальной защиты.
– Градообразующие предприятия протянули руку помощи в самый трудный момент пандемии. Это было очень важно.
– Действительно, так. Порой даже не надо было просить: руководители сами выходили с инициативой, интересовались нашими потребностями. Их помощь неоценима, ведь, фактически, все медицинские учреждения передали области, и муниципалитет больше не имеет права их финансировать, только выделять внебюджетные средства. А благотворители могут. Администрация взяла на себя роль координатора: мы узнавали о потребностях и передавали пожелания тем, кто хотел помочь.
В город приходили КамАЗы со средствами индивидуальной защиты, с целыми лабораториями для обработки анализов. Помогали не только предприятия, но и частные лица. Сами напрямую звонили в больницы и поликлиники, предлагали приобрести необходимое. Всем им большое спасибо!
Свою лепту в борьбу с пандемией внес МУП «Тагилдорстрой». Для реанимационного отделения Демидовской больницы компания закупила прикроватные мониторы на сумму около 2 млн. рублей.
Честно скажу, я не сомневался в том, что градообразующие предприятия поддержат администрацию. У нас добрые отношения с руководителями ЕВРАЗа и Уралвагонзавода, поэтому в период общей опасности мы объединились. Плюс они полностью обеспечили СИЗами всех своих сотрудников, проводили тестирование на коронавирус. Эти меры тоже помогли сдержать рост заболеваемости, избежать резкого скачка. Даже в самый пик пандемии все наши предприятия продолжали работать.
– На протяжении года мы писали о всех стройках. Даже самый краткий перечень важных событий, произошедших в городе за последние 12 месяцев, выглядит внушительно. Строительство моста через пруд, новые детские садики и отремонтированные школы, свежий асфальт на дорогах и ровные тротуары, четыре современные территории для спорта и отдыха, преобразившиеся дворы десятков домов, новенький общественный транспорт и старт экологических проектов. Все это – в один, наверняка, самый сложный за последние десять лет, год. Как удалось? В чем был залог успешной реализации планов?
– Это результат совместной работы. Благодаря поддержке губернатора и правительства Свердловской области город активно участвует в реализации нацпроектов, федеральных и региональных программ.
Два детских сада готовы полностью, но появились новые требования Роспожнадзора, которые необходимо выполнить. Например, в группах установить оповещатели. Сейчас подрядчики этим занимаются, и в ближайшее время ДОУ получат положительные заключения надзорного органа. После этого приступим к процедуре лицензирования. Третий садик еще строится, будет готов к концу года.
Как только получим все необходимые документы, можно будет точно назвать дату, когда новые детские сады распахнут свои двери. Оборудование завезено, штат набран, списки детей составлены. Есть понимание по предприятиям, которые будут заниматься организацией питания.
Срок окончания ремонта школы №85 по контракту – конец 2020 года. Задача остается прежней: после зимних каникул образовательное учреждение должно начать работу. Если ничего не изменится, начальная школа, девятые и одиннадцатые классы вернутся за парты, остальные будут учиться дистанционно. Поскольку на территории области действуют ограничения, связанные с пандемией коронавируса, скорее всего, торжественного открытия школы не будет.
– В этом году Нижний Тагил получил новые трамваи и автобусы. Транспортные проблемы будут сняты?
– Выводим из обращения отслуживший свой срок транспорт, меняем на новый, более современный, комфортный и экологичный. «Газелей» практически не осталось, ездят автобусы средней вместимости.
Низкопольные трамваи сразу после обкатки вышли на линию. Один будет ходить по десятому маршруту, второй – по третьему, и еще определим одно наиболее востребованное направление.
К сожалению, судя по отчетности МУП «Тагильский трамвай», убытки транспортников в этом году увеличились, и это дополнительная нагрузка на муниципальный бюджет, потому что мы полностью компенсируем предприятию все затраты. После того как весной начали вводить ограничения по работе различных учреждений, пассажиропоток упал и до сих пор не восстановился.
Мы оптимизировали маршруты автотранспорта, чтобы и пассажирам было удобно, и предприятия несли меньше убытков. Составили графики движения, сократив время ожидания на остановках. Специалисты управления городским хозяйством ситуацию контролируют. Конечно, все вопросы разом снять не удалось. Я выезжал, смотрел, как организовано движение по улице Пархоменко, пытаемся решить проблему с руководителями «Союз-НТ».
Новые автобусы будем заявлять на конкурс вместе с маршрутами. Ведем переговоры, чтобы досрочно прекратить предыдущий договор с перевозчиками, поскольку поменялось федеральное законодательство. Теперь мы будем оплачивать маршруты. Компании-перевозчики обяжем поставить новую технику на социально значимые направления. Думаю, на линию автобусы выйдут не раньше февраля. Первая партия СиМАЗов составляет 17 штук.
Если возникают какие-то острые вопросы, можно обратить в группу «Общественный транспорт Нижнего Тагила» (vk.com/tagiltransport) в социальной сети «Вконтакте». Сообщения читают руководители компаний-перевозчиков и специалисты управления городским хозяйством. Каждый обратившийся оперативно получит ответ. Если ситуация действительно требует решения на уровне администрации города, будем искать выход.
– В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» немало средств вкладывается именно в обеспечение безопасности участников движения. Поможет ли в этом внедрение интеллектуальной транспортной системы или все-таки дело в людях?
– Думаю, в большей степени это проблема в людях. Тенденция должна быть другой, но, к сожалению, чем лучше становятся дороги, тем быстрее по ним ездят. Причина большинства ДТП, в том числе с пешеходами, невнимательность и пренебрежение правилами дорожного движения, причем не только со стороны водителей.
Более 60 километров дорог уже привели в нормативное состояние по нацпроекту «БКАД», оснащаем пешеходные переходы новыми светофорами, освещаем их, на многих перекрестках ввели трехфазную систему движения.
В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, которая, конечно, внесла свои коррективы, сделано больше, чем в предыдущем. К основному списку из 24 объектов на сумму 626,1 млн. рублей добавили еще пять участков общей стоимостью 124 млн. рублей. Генеральным подрядчиком был МУП «Тагилдорстрой», несколько дорог отремонтировали субподрядчики.
Интеллектуальные транспортные системы – вещь перспективная. Учитывая, что это логическое продолжение национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Она позволят нам мониторить и управлять транспортной системой в режиме реального времени для повышения качества пассажирских перевозок, снижения транспортных затрат, улучшения экологии и безопасности в городе.
– Строительство моста через Тагильский пруд идет полным ходом. Этот объект называют стройкой века, он станет одним из главных подарков жителям к 300-летию Нижнего Тагила. Строители справляются?
– После Екатеринбургской объездной дороги это, пожалуй, самый крупный из строящихся сегодня инфраструктурных объектов в Свердловской области. Нам есть чем гордиться. Мост будет возвышаться над поверхностью воды на девять с половиной метров. Глубина русла под ним – шесть метров.
Генеральный подрядчик ООО «АлмакорГруп» выполняет все взятые обязательства. Если темпы будут сохраняться, я надеюсь, что мы построим мост раньше запланированного. В 2020 году предстоит освоить 948 миллионов рублей. Завершено бурение и бетонирование свай для всех опор, идет сборка пролетного строения моста. С правого берега будет осуществляться «надвижка» металлоконструкций на опоры.
Параллельно ведутся работы по переносу инженерных сетей, строительству ливневой канализации с очистной системой, насыпи. Создают подъездные пути к мостовому переходу и клеверная развязка на Свердловском шоссе. Этим занимаются местные подрядчики – Тагилдорстрой и УБТ-Сервис. Учитываю непростую экономическую ситуацию, связанную с пандемией короновируса, очень важно, что для тагильчан появились новые рабочие места.
Строительство объекта лично курирует министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков, он практически еженедельно проводит видеоконференции с подрядчиками и специалистами администрации города. Мост входит в план мероприятий по подготовке к юбилею Нижнего Тагила, его утвердил губернатор, поэтому к процессу – повышенное внимание на всех уровнях власти.
– Еще один важный момент 2020 года – начало реабилитации Черноисточинского водохранилища…
– В марте проект строительства станции водоподготовки «Южная», которую возведут в районе Черноисточинского гидроузла, должен быть готов. Самой оптимальной для Нижнего Тагила признана технология с использованием самопромывных фильтров с предварительным озонированием. Она высокотехнологична, эффективна и соответствует требованиям, указанным в техническом задании.
Муниципальное предприятие «Тагилдорстрой» начало подготовительные работы к расчистке ложа Черноисточинского водохранилища. Идет обустройство технологического проезда для прокладки пульпопровода (трубопровода для перемещения донных отложений). Контракт рассчитан на четыре года – с 2020-го по 2023-й.
– Судя по бюджету на 2021 год, от серьезных планов город не отказывается. Сохранится ли финансовая поддержка области и федерации?
– Бюджет Нижнего Тагила почти на два миллиарда рублей выше, чем в предыдущие годы. Думаю, в ближайшее время вплотную приблизимся к цифре в 16 миллиардов. Если будет выделено дополнительное финансирование на закрытие кредиторской задолженности, то и перейдем эту отметку.
Все наши заявки вошли в областной бюджет, который уже принят. Я считаю, такая поддержка – это доверие губернатора Евгения Куйвашева. Мы доказали, что выполняем все взятые на себя обязательства. Такое внимание к городу связано и с предстоящим 300-летием, в преддверии которого будет сделано немало.
– Одним из самых крутых проектов станет продолжение набережной Тагильского пруда. Конкурс уже отыгран, подрядчик определен – это местная компания Тагилдорстрой. Миллиардный проект, каким вы его видите?
– Планируем созхдать современное многофункциональное интерактивное пространство для проведения досуга тагильчан всех возрастов. Будут обустроены площадки для занятий кружков и секций Дворца творчества юных, включая места для запуска радиоуправляемых моделей самолетов и судов. Для малышей появятся игровые комплексы, горки и карусели. Для ребят старшего возраста – спортплощадки для баскетбола и мини-футбола. Для любителей экстрима построят бетонный скейт-парк и картодром. Вдоль Тагильского пруда появятся прогулочные дорожки и четыре смотровые площадки, с которых можно полюбоваться живописным видом на водоем. Площадь благоустройства составит 60 704 кв. м.
Строительные работы на объекте компания начнет в январе. Новый парк Нижнего Тагила, аналогов которому в регионе нет, возводится в рамках подготовки к 300-летнему юбилею города. Проект получил поддержку на федеральном уровне. На его реализацию из федеральной казны Нижнему Тагилу выделено 373 млн. рублей. Оставшиеся средства на условиях софинансирования направлены из местного бюджета.
Сейчас решаем вопрос о ремонте здания дворца, дизайн-проект готов. Дворец был построен в 1988 году, капитального ремонта здесь никогда не было. Ищем варианты финансирования, чтобы воплотить задуманное. Современный облик здания стал бы доминантой, центром притяжения новой набережной и отличным подарком тысячам детей. Будем работать в этом направлении.
– До Нового года осталось совсем немного. Владислав Юрьевич, этот праздник относится к числу Ваших самых любимых?
– Мне кажется, этот праздник любят все: и юные, и взрослые. Потому мы и приняли решение о строительстве ледового городка на Театральной площади. Несмотря на ситуацию с коронавирусом все ждут Новый год. Особенно дети, которым не объяснишь, почему нет елки и праздника. В первую очередь, городок делаем для них. Каждый год они ждут Деда Мороза, подарков, волшебства.
Во время опроса практически 99% тагильчан высказались за строительство ледового городка. При эксплуатации мы обязательно учтем все ограничительные меры, которые ввел Роспотребнадзор, и будем следить за их соблюдением.
Пусть и без хороводов, проведем Елки в учреждениях культуры. Без этого и праздник не праздник.
– Остались яркие воспоминания из своего детства?
– Наверное, как у многих детей советского периода, это сладкие подарки. Пока с ним с Елки идешь, съедаешь сначала все шоколадные конфеты, потом выбираешь, что еще повкуснее, затем мандаринку и домой приносишь одни карамельки. Наверное, многие тогда так делали.
Мы жили совсем в других реалиях, без гаджетов и сотен телевизионных программ. Это не лучше и не хуже, время идет. Для нас Елки с хороводами были большой радостью, а мандарины – лучшим подарком. Родителям давали билеты во Дворец культуры, и я дважды смотрел спектакль и получал подарок. Та атмосфера настоящего праздника вспоминается до сих пор.
– Что пожелаете тагильчанам в наступающем году? Прежде всего – здоровья?
– Да, сейчас здоровье – это самое главное. Надо верить, что мы преодолеем все трудности и их последствия, город вернется к нормальной привычной жизни. Несмотря ни на что Нижний Тагил развивается. Проблемы, которые копились десятилетиями, нам, конечно, разом не решить, но по-прежнему стремимся к созиданию. Так что самое важное сейчас – сохранить здоровье.