Вчера, 1 апреля, началась запись в первые классы. На днях стартует подача заявлений на путевки в детские летние оздоровительные лагеря. А еще скоро экзамены у выпускников 9 и 11-х классов. Накануне этих важных для многих тагильчан событий мы пригласили на юбилейную планерку в редакцию начальника управления образования администрации города Татьяну УДИНЦЕВУ.
Первый учитель – вторая мама
– Началась запись в первые классы. В этом году изменились сроки подачи заявлений, есть и другие новшества, о которых можно узнать из памятки для родителей, подготовленной управлением образования. На что вы бы посоветовали им обратить внимание в первую очередь?
– В этом году у нас, по предварительным данным, будет 4600 первоклассников, это на том же уровне, что и в прошлом. И мне бы хотелось особенно подчеркнуть, что выбирая школу для своего ребенка, родители должны прежде всего думать о нем, действовать в его интересах, а не реализовывать собственные амбиции, стремясь всеми правдами и неправдами попасть в статусное образовательное учреждение. Каждый год мы видим, как с помощью временной прописки дети туда поступают. Но потом им очень тяжело, они испытывают разочарование, не могут успешно учиться. Перед выбором школы и первого учителя родители должны осознавать, что здесь принцип, как у врача, – не навреди. Нужно найти такого педагога для своего ребенка, который научит его учиться, поведет в большую страну знаний, поддержит, поможет, поймет, станет второй мамой. Я всем советую делать именно так, и те, кто меня послушали, теперь благодарят. А уже с пятого класса, когда проявились способности и интересы ребенка, можно выбирать школу, лицей или гимназию, поступать в профильные классы.
Одно из новшеств этого года в том, что раньше родители после подачи заявления о записи ребенка в первый класс через семь дней успокаивались, потому что был готов приказ о зачислении. Сейчас они будут три месяца находиться в ожидании, так как зачисление состоится только после 30 июня, когда завершится регистрация заявлений. Родители смогут отслеживать на сайте, как движется их заявление в общей очереди.
– Завершились школьные весенние каникулы и на днях, 6 апреля, начинается запись юных тагильчан в летние оздоровительные загородные лагеря. К чему готовиться детям и родителям, планируется ли снятие ограничений?
– На данный момент все остается по-прежнему: запись начинается 6 апреля, в 8.00, родитель может выбрать три лагеря и первый из них – приоритетный, длительность смены 14 дней и 75 % наполняемость лагеря. Есть вероятность, что снимут режим обсервации, но это при условии, если у всех будет прививка от ковида. И повторюсь, пока нет нормативных документов, говорить об изменениях рано.
– А чего ждать выпускникам 9 и 11-х классов? У них с экзаменами сюрпризов не будет?
– Для девятиклассников обязательны в этом году экзамены по математике и русскому языку в форме ОГЭ. Для получения аттестата этого достаточно. Экзамены пройдут в конце мая, и в июне школьники спокойно пойдут на каникулы либо будут поступать в учреждения профессионального образования. Экзаменов по предметам на выбор не будет.
Тем, кто, окончив 11-й класс, не планирует поступать в вуз, предстоит сдать государственный выпускной экзамен по математике и русскому языку. Для тех, кто пойдет в институт, все по старой схеме с ЕГЭ. Новшество только для выбравших информатику: экзамен пройдет в компьютерном режиме. В основном, выбор предметов у выпускников остается такой же: математика, русский язык, обществознание, физика, биология… Это связано с вузами, а в приоритете у тагильчан экономика, медицина, инженерные специальности.
Это был тяжелый год…
– Прошел ровно год, как была объявлена пандемия и школы вынужденно перешли на дистанционное обучение и онлайн-общение. Как справились с этой тяжелой ситуацией тагильские педагоги и школьники? Какие были плюсы и минусы в работе?
– Нам казалось, что мы готовы к работе в дистанте, потому что много в городе делалось по информатизации системы образования. Со многими образовательными платформами работали и раньше, педагогам была эта тема интересна. Но когда пришлось организовывать обучение всех детей с 1 по 11-й класс, мы, конечно, поняли, что не хватает знаний у педагогов, не все к этому морально готовы. Надо было решать вопросы по обеспечению техникой ребят и учителей, образовательные платформы не выдерживали… В данной ситуации педагоги просто проявили героизм. Приходилось к урокам готовиться и проводить их фактически в круглосуточном режиме, проверять работы детей, которые высылались в мессенджерах, по «Сетевому городу», по электронной почте. И самое главное – мы поняли, что какую бы задачу ни поставили системе образования, мы с ней справимся.
Конечно, большой минус обучения с использованием дистанционных технологий – отсутствие живого общения. Дать качественное образование без общения учитель – ученик фактически невозможно. Еще один минус – социальная изоляция для детей и педагогов, это тоже влияет на качество образования. При этом не каждый ребенок готов к самоорганизации: нужно вовремя сесть, включить компьютер, выполнить задание…
Львиная доля нагрузки досталась родителям, они на себе почувствовали всю тяжесть дистанционного обучения, многие, наверное, оценили труд и душевные затраты педагогов.
– Но был и положительный опыт, об этом тоже часто говорили в прошлом году.
– Да, педагоги освоили новые технологии обучения. И это обязательно пригодится. Мы сейчас фактически не закрываем классы и школы на карантин на время болезни, потому что отработан режим дистанционного обучения.
Еще плюсы – обновили материально-техническую базу, приобрели компьютеры, планшеты, поэтапно осуществляется подключение к высокоскоростному интернету в образовательных учреждениях. Практически все педагоги повысили квалификацию, стали иначе относиться к электронным учебникам, поняли, что это современное средство обучения для наших детей.
Обновился официальный сайт управления образования, появилась группа «ВКонтакте». К сожалению, часто родители пользуются слухами и так называемым «сарафанным радио», а тут представлена актуальная и проверенная информация, размещены полезные статьи. К примеру, много поступает вопросов по организации школьного питания. Родители почему-то не задумываются, что они на самом деле заказчики услуги и имеют право спрашивать за недостатки с питающей организации. Мы все это разъясняем в соцсетях и на сайте. Много публикаций про безопасность детей. Можно задать вопрос, разместить комментарий, мы обязательно отреагируем. Пусть родители предлагают свои темы для обсуждения, это будет здорово. Мы вместе должны все делать во благо детей.
К юбилею Нижнего Тагила
– К 300-летию Нижнего Тагила в городе реализуется много масштабных проектов, он заметно меняется. Сфера образования – не исключение, строятся детские сады, идут ремонты школ. Что еще запланировано к юбилею?
– Прежде всего, в этом году запланирован ремонт трех школ – № 23, 24 и №12 в деревне Усть-Утка. Это беспрецедентный за последние годы случай. И будет не просто ремонт здания школы, но и новое оборудование, лаборатории. Один из последних примеров – школа № 85, она тоже отремонтирована в рамках подготовки к 300-летию. Идет обновление всей школьной среды и образовательного процесса.
В школе № 8 в Висимо-Утке создается вторая «Точка роста», там будет естественно-научное направление: физика, биология, химия, технология, новая современная лаборатория для ребят, проживающих в сельской местности. Первая, напомню, появилась в поселке Уралец.
Мечтаем о строительстве еще пяти детсадов плюсом к тем трем, что уже построили.
Конечно, будет ремонт городского Дворца детского и юношеского творчества. Он – сердце, душа всей системы нашего образования. Запланировано не просто обновление стен, а оснащение современным оборудованием. Очень хороший, интересный проект. Кроме того, рядом идет благоустройство набережной «Тагильская лагуна -2», и это будет современное образовательное пространство для ребятишек.
Планируем создать школьный кванториум. Да, поменялась концепция, и если раньше планировались для него отдельное здание, технопарк, то теперь он будет мобильный, на базе школы.
«Мы за совместные проекты»
– Управление образования – давний партнер и подписчик газеты «Тагильский рабочий». А какие публикации нравятся лично вам? Может, чего-то не хватает или есть предложения?
– Мне интересны редакционный проект к 300-летию Нижнего Тагила, публикации про образование, материалы из старых подшивок. Всегда с интересом смотрю то, что можно потом использовать в воспитательной работе. Нравятся материалы о развитии нашего города, и очень бы хотелось, чтобы тагильчане видели, сколько, действительно, делается сегодня для них, начинали мыслить позитивно. Нам есть чем гордиться!
Ведь на самом деле такие масштабные проекты реализуются! И это надо ценить. Мы участвуем в проекте взаимообучения городов, который организует Москва. Там порядка 105 городов со всей России, и когда мы рассказываем про Нижний Тагил, про нашу систему образования, они спрашивают: «Вы знаете, что вы уникальные?» После каждого мероприятия такое слышим и хочется, чтобы тагильчане это тоже знали и гордились.
Многое делается для того, чтобы жить было комфортно и хорошо . Из больших городов приезжают и говорят: как тут уютно, люди другие, атмосфера, которой нет в крупных центрах, какие у нас дороги, школы… Это хорошо в газете подается, и мне очень нравится.
Про систему образования, конечно, хотелось бы больше публикаций. Не только про акции, победы в конкурсах, но и про те проекты, которые реализуются по профориентации в детских садах и школах.
Можно сравнить взгляд из прошлого на систему образования и современный подход, как было и как стало, что за несколько лет из мечты превратилось в реальность. Помните, раньше мы все в школе ходили на УПК, осваивали профессии? Я, к примеру, училась на кондитера и победила в конкурсе профмастерства, за что мне присвоили четвертый разряд, а у всех остальных был только третий. После школы я выбрала другую профессию, но полученные знания мне помогают в семье.
Интересно было бы узнать мнения тагильчан о советских уроках труда и современном предмете «технология». Хватает ли учащимся практических навыков, нужно ли отказываться от мастерских? Это тоже можно пообсуждать.
Есть хороший всероссийский проект «Большая перемена», повышающий социальную активность школьников и педагогов. Он положительно настроенный, и там правильно выстроена система с поощрением и самого ребенка-участника, и его наставника. В проекте принимают участие тагильчане, думаю, читателям будет интересно узнать о них.
Сейчас идет запись в первые классы, и можно помочь родителям сориентироваться, рассказывая о ярких интересных учителях начальных классов. Может получиться полезный разговор с обсуждением критериев, по которым родители оценивают педагога, с мнениями экспертов.