Уральская индустриальная биеннале современного искусства – один из крупнейших регулярных международных проектов в области современного искусства в регионах России, участие в котором приняли более 300 художников из 52 стран.
Нижний Тагил – один из центров современного искусства. Этот феномен раскрылся в выставке «Тагильская школа.
Художники и явления», созданной куратором программы арт-резиденций 6-й биеннале, тагильчанином Владимиром Селезнёвым и красноярским куратором Александром Закировым.
Это ретроспектива, а также попытка выстроить диалог между художниками XXI века и прошлого.
Секции выставки представляют работы 45 художников и художественных объединений, обращая внимание на темы «Коллективности», «Саморепрезентации», «Абстрактности», «Мифологического преломления реальности» и многих других.
Жизнь и перформанс
В Нижнем Тагиле открылось сразу несколько биеннальных резиденций: показ произведений Вадима Кондакова в Черноисточинске, своеобразная выставка-превью, дающая старт креативному пространству «Samoro.doc» и экспозиция работ Икуру Куваджима в музее изобразительных искусств.
Тагильское искусство известно по всей России своей школой абстрактной живописи, перформансной волной, которая появилась в 2000-е годы, и работами совсем молодого поколения. Сейчас эти направления, которые посвящены почти 30-летней истории тагильского современного искусства, встретились на двух этажах в бывшем училище.
Это стало возможным благодаря Александру Закирову.
13 тем, которые позволят взглянуть зрителю на творческую жизнь Нижнего Тагила и ответить на вопрос: какое оно – современное искусство?
Экспрессивные мазки, свежий взгляд на живопись, уход от академизма – все это в работах тагильских авторов.
Среди них Виталий и Анна Черепановы, Владимир Селезнев и творческое объединение ЖКП – «жизнь как перформанс».
Александр Закиров отбирал работы в течение двух месяцев. Тагильские художники используют эскизы, бытовые объекты и видео-арт.
На выставке можно проследить, как авторы из десятилетия в десятилетие обращались к новым формам искусства.
Второй проект в рамках Уральской биеннале можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
Это выставка «Сказ о том, как тагильский мальчик Витя Старухин стал японским бейсболистом Виктором Старфином».
Художник Икуру Куваджима впервые представляет легендарного японского бейсболиста-тагильчанина Виктора Старухина его родине.
Старухин родился в Нижнем Тагиле в 1916 году, а после революции эмигрировал вместе с родителями.
В Японии он стал профессиональным бейсболистом и сделал блестящую карьеру.
Помимо архивных материалов о Старухине на выставке представлены японско-тагильские коллажи, показывающие воображаемые сюжеты возвращения японского героя-бейсболиста на родину, которую он покинул во время гражданской войны.
Проект Куваджима также совпал с недавним запуском первой в Тагиле бейсбольной команды.
По инициативе художника Уральская индустриальная биеннале и центр развития спорта совместно построили в честь Виктора Старухина бейсбольное поле под Нижним Тагилом в поселке Горноуральском, где базируется команда.
Художник документировал процесс создания поля и фотографировал вторых после Старухина тагильских бейсболистов для выставки.
Студия звукозаписи
В творческом пространстве «Самородка» под руководством Вадима Самойлова уже создана студия звукозаписи.
Она сможет принять тех, кому негде репетировать. Студия называется «АртЛаб».
В самом словосочетании кроется смысл проекта – лаборатория, проведение экспериментов.
В студии поставят музыкальные эксперименты и создадут новые группы, а главная задача организаторов – развивать их творческий потенциал.
Сейчас набирается преподавательский состав.
– Кроме создания музыки планируется большая проектная работа с представителями творческих индустрий: с фотографами, дизайнерами и блогерами. Автору-музыканту помогут составить полное портфолио, в которое входит и его стиль, и пресс-релизы. В этом процессе задействованы все творческие направления, – рассказал экс-фронтмен группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов.
Открытие выставки на площадке «Samoro.doc» – результат полугодовой работы большой команды региона в лаборатории АСИ RurbanCreativeLab.
В 2021 году по инициативе губернатора Евгения Куйвашева Свердловская область стала пилотным регионом АСИ по развитию креативных индустрий.
Проект реализуется при поддержке Компании ЕВРАЗ, инициирован Министерством инвестиций и развития Свердловской области. Оператор проекта Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства.
– Важно, чтобы творческая молодежь — и художники, и предприниматели – имели возможность реализовать себя в своих родных городах, чтобы не уезжали за мечтой в Екатеринбург, Москву. Проект биеннале и первое креативное пространство в Нижнем Тагиле могут стать фундаментом новой экономики в традиционно индустриальном городе, — отметила министр инвестиций и развития и идеолог проекта создания креативных кластеров в Свердловской области Виктория Казакова.
Социальным партнером проекта в Нижнем Тагиле выступила компания «ЕВРАЗ». Елена Раудштейн, директор благотворительного фонда «ЕВРАЗ – Урал», подчеркнула:
– Пока это только начало пути. Но здорово, что в этом проекте появились не только молодые творцы, но и маститые тагильские художники. Компания «ЕВРАЗ» своим слоганом продвигает идею — для лучшего будущего. Будущее здесь — это творческая инициатива интересных людей. Ведь мы — продолжатели рода Демидовых, заводчиков, которых помнят не только как людей, плавивших металл и создавших наш уникальный город, но и как меценатов, благодаря которым в России развивались многие виды искусства.
Выставка – начало существования творческого пространства «Samoro.doc», однако его официальное открытие состоится чуть позже.
Еще в апреле здание бывшего колледжа на проспекте Мира, 49, было заброшено и не использовалось, а сегодня там открылся первый культурный проект, уже наращивающий туристический поток.
– Концепция создания такого места – в том, чтобы собрать единомышленников, творческих людей вместе, чтобы они могли бы высказаться и проявить себя. Это пространство, в котором удобно работать, это площадка для выставок, – рассказал арт-директор «Samoro.doc» Евгений Шевченко. – У нас нет каких-либо рамок: мы даем возможность работать в любом формате. Кроме того, в наших планах привлечение людей, которые хотят заниматься творчеством.