Психолог и активист Анастасия Ленькова: «Стань тем, с кем хотел бы дружить»

До восьми лет Анастасия Ленькова была здоровым ребенком, но травма колена и сопутствующие заболевания переросли в тяжелую форму артрита. Сейчас ей 35 лет и у нее поражены все суставы: на конечностях стоят протезы, ходить приходится на костылях. Однако травма не помешала ей стать дипломированным психологом, активистом, блогером, стендапером и заядлым путешественником. Анастасия побывала в гостиной «ТР» и рассказала, как ей удалось всего этого добиться.

«Выкатишь!»

Когда болезнь только проявилась, восьмилетняя девочка три месяца провела в больнице, а потом была вынуждена перейти на домашнее обучение. Ребенок рос в изоляции, а другие дети встречали ее оскорблениями и агрессией.

Так продолжалось несколько лет, пока в книге по психологии подростку не встретились слова: «Если хочешь рядом хороших друзей, стань тем, с кем хотел бы дружить». Они перевернули ее жизнь, и она начала знакомиться с окружающими.

– К нам приехали новые соседи. Долго не решалась познакомиться. Но я устала быть одна. Все равно друзья нужны. Постучалась к соседям, говорю: «Здравствуйте, а можно с вашей дочкой познакомиться»? Они: «Аня сейчас в школе. Вернется – скажем ей». Та потом сама пришла, – рассказывает Анастасия.

После школы подруга уговорила активистку подать документы в Нижнетагильскую педагогическую академию на специальность социального работника. Та училась на втором курсе и обещала помогать Анастасии.

– Когда пришла в приемную комиссию, не хотела поступать на соц работника. Но надо же образование получить! Увидела за соседним столом надпись «Детская психология». У «Социальной работы» сотрудник комиссии как раз отошла. Я просто пересела за другой стол и поступила, – делится Анастасия.

Через год студентка перенесла операцию. А чуть позже получила грант на создание бизнеса. Совмещать работу и учебу оказалось тяжело, были мысли все бросить.

– Спасибо одногруппницам за то, что меня подпинывали: «Ты чего, мы ради тебя тут учимся! Думаем, ни фига, какая молодец! Ходит, поднимается на эти ступеньки. А ты тут решила сдаться. Выкатишь!», – вспоминает Анастасия.

Образование получила, а бизнес все-таки закрыла, решив, что это не ее. Сейчас активистка работает по специальности, переквалифицировавшись во взрослого психолога. Чтобы помочь ребенку, нужно помочь его родителям, говорит она. Правда, Анастасия не считает себя психологом в традиционном смысле этого слова.

– Чаще всего психологи – это те, кто дает курс. Раз в неделю приходит человек, они занимаются. Я хочу решить проблему быстро, – объясняет Анастасия. – Одна девушка как-то при мне сказала: «Я горжусь: ко мне клиент ходит три года». У меня шок – за три года не помогла человеку?!

Не жалеть, а помогать

Агрессия, с которой психологу пришлось столкнуться в детстве, по ее мнению вызвана незнанием. Анастасия приводит пример: раньше людей в очках дразнили и называли «очкариками», а сейчас очки – норма. Похожая ситуация с инвалидностью.

– Почему-то считалось, что если у человека какие-то отклонения, даже физические, значит и с головой проблемы. Сейчас такое реже встречается. Зато стало больше активных инвалидов, которые показывают, что мы можем многого в жизни добиться, – рассуждает она.

В рамках инклюзивного проекта «Новая реальность» Анастасия и другие активисты посещают учебные учреждения и рассказывают, что такое инвалидность. Что они такие же люди, способные на многое.

– Не стоит от нас шарахаться пугаться. Это неправильно когда, ребенок спрашивает про человека в инвалидном кресле: «Мама, что с дядей?», а мама в ответ: «Не смотри, пошли отсюда». Проще объяснить, что человек травмировался и теперь в коляске, – подчеркивает психолог.

Сегодня с агрессией и дискриминацией она почти не сталкивается. Для окружающих люди с инвалидностью становятся обыденностью. Активистка не помнит ни одного случая, чтобы случайные прохожие отказались ей помочь.

– Мне нравится фраза Коли Щетинина (активист, который тоже был героем материалов «ТР» – прим. ред.): «У кого-то нос кривой – это особенность. А я на коляске – это моя особенность», – улыбается Анастасия.

Однако актуальной остается проблема доступной городской среды:

– Мне легче уехать в Москву или за границу, чем дойти до магазина от дома. В машину сел, довезли до аэропорта, специализированные службы помогли зайти в самолет, на месте прибытия тоже встретили, на такси посадили.

Особенно тяжело маломобильным людям зимой – без личного автомобиля или такси никак. Начать помогать инвалидам можно с мелочей – обустроить пандусы под удобными углами или подъемники, кнопки вызова персонала, автоматические двери.

– Как-то ездили в деревню Бутка, рядом с Талицей. У местной школы есть пандусы и специализированный туалет. Хотя там нет учеников, которым они нужны. Спросили директора, зачем это установлено. Он отвечает: «А вдруг?! Я бы хотел принимать всех детей». Учащиеся тоже по-другому относиться будут, видя все это. Местные школьники такие искренние и добрые: подходили, обнимали, даже автографы просили! – поделилась Анастасия.

Многие вещи при создании доступной среды не очевидны. Поэтому психолог призывает других инвалидов помогать проверять город на доступность, как это делают активисты Александр Коченков и Максим Зяблицев в сотрудничестве с администрацией города. А градостроителей просит привлекать людей с ОВЗ для таких инспекций. Сегодня интересы маломобильного населения начинают учитывать.

«Приглядывайте, но дайте учиться»

Анастасия ведет блог «Life c Настеной Мудреной». Там она отвечает на вопросы по психологии, делится своими рассуждениями, а иногда выкладывает отрывки со своих stand-up (юмористических) выступлений – она давно увлекается этим жанром.

– Даже в Екатеринбург регулярно ездила выступать. Перестала, когда мне сказали, что девочка не должна так шутить – у меня грубый юмор. А недавно проходила курс у известного продюсера и он сказал: «Настя, стенд-ап это твоя фишка. Пожалуйста, не затыкай ее в себе», – говорит активистка.

В свободное время Анастасия старается путешествовать, особенно ей интересны экоэкспедиции. В прошлом году психолог побывала на острове Гогланд. Активисты проделывали тропы и указатели, облагораживали территорию. В этом году она была на такой же экспедиции в Самаре на Мастюрковских озерах.

В конце нашей беседы Анастасия обратилась к родителям, воспитывающим детей с ОВЗ:

– Не тряситесь за ребенка, когда он заболел. Не надо относиться к нему как к больному. Минус многих родителей, что они беспокоятся и не дают детям быть самостоятельными.

Берегите детей. Но если с ребенком что-то не так – дайте ему свободу. Приглядывайте, но дайте учиться и тренироваться. Есть те, кому нужен более комплексный уход, при умственных заболеваниях нужна настороженность. Но позвольте им делать самостоятельно хотя бы какие-то мелочи.

Нам же остается надеяться, что когда-нибудь о людях вроде Анастасии мы начнем говорить и писать просто как об активных и достойных людях. А не подчеркивать, что они стали такими вопреки своему недугу (как это сделал я во вступлении). Что их травмы и болезни начнем воспринимать, как трудность, с которой им надо помочь, но она не будет их главной характеристикой.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*