Спецпроект Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова «Метаморфозы. Фестиваль одного дня» проводится четвертый год подряд при поддержке Министерства культуры России.
За все время проекта фестиваль с особым успехом прошел в 12 городах страны, а общее количество участников проекта составило более 11 000 человек.
Популярность фестиваля заключается в его мобильности. Один город – один день.
В этом году он проходит в благотворительном формате в поддержку медицинских работников, волонтеров, учителей и всех тех, кто борется с коронавирусной инфекцией.
Фестиваль открылся в Нижнетагильском драматическом театре двухчасовой авторской лекцией «Врут все: воспоминания об А. П. Чехове и метаморфозы современности», организованной совместно с Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля. Лекция была посвящена жизни и творчеству Чехова не случайно.
Спектакль, который стал финальным аккордом фестиваля, состоит из восьми произведений классиков русской литературы Антона Чехова и Ивана Бунина. Это спектакль-конструктор, своеобразный литературно-сценический коллаж.
Импровизация студентов
Пока артисты Академии Н. С. Михалкова репетируют на сцене и готовят образы в гримерных, студенты Нижнетагильского колледжа искусств занимаются актерским мастерством под руководством театрального режиссера, педагога и музыканта Михаила Милькиса.
Первое упражнение – сыграть влюбленных Ромео и Джульетту, воспроизвести в вольном пересказе их знаменитый диалог под балконом. Так ли просто изобразить счастье, когда печальный финал известен заранее? Что чувствуют актеры в этот момент? А их персонажи? На эти вопросы студенты искали ответы.
– Мы рады пробовать новое, рады перенимать опыт. Тем более, когда им готовы делиться такие талантливые люди. Сегодня мы получили возможность проявить себя, свои актерские способности, задуматься над тем, как строятся отношения между актером и его героем, между актером и зрителем, – поделилась впечатлениями от мастер-класса второкурсница НТКИ Марина Щелкалина. – Мы импровизировали в предлагаемых обстоятельствах, думали над тем, как работать со своим партнером, как найти к нему подход. Это интересно. А еще можно подвести небольшие итоги: определить, что ты уже умеешь, а чему только предстоит научиться.
– Мастер-класс всегда строится на импровизации, многое зависит от участников и отведенного времени. Как правило, он всегда включает в себя небольшую теоретическую часть, а все остальное время посвящено практическим упражнениям, – сказал выпускник Школы-студии МХАТ Михаил Милькис. – Приятно видеть, когда у юных актеров горят глаза. В этом случае не так важно качество исполнения, ведь мастерство приходит с опытом.
Литературные метаморфозы…
В фойе театра гостям фестиваля была представлена выставка «Линии жизни. Антон Павлович Чехов» с подлинными предметами быта писателя.
– Перед каждым спектаклем в рамках фестиваля мы начинаем презентацию нашей выставки, во время которой зрители могут освежить в памяти ключевые события в жизни писателя, мысленно прогуляться по пяти важным местам: по Таганрогу, где он родился, Москве, Сахалину, Мелихову и Ялте, – рассказала Елена Алаторцева, ведущий методист Государственного литературно-мемориального музея-заповедника «Мелихово».
Продолжением выставки и главным событием фестиваля стал спектакль «Метаморфозы. Жены артистов», состоящий из восьми произведений классиков русской литературы Антона Чехова и Ивана Бунина («Три рубля», «Хористка», «Шуточка», «Нервы», «Супруга», «Ушла», «Враги», «Жены артистов»).
– Художественный руководитель постановки, которая получила «Золотого витязя», – заслуженный артист России Никита Сергеевич Михалков. Все актеры, задействованные в спектакле – выпускники нашей Академии, – рассказала пресс-секретарь Академии Н.С. Михалкова Софья Архипова. – Спектакль интересен своим необычным форматом. В нем задействованы 3D-декорации, различные визуализации и видеоинсталляции, В городах, в которые мы приезжаем, это вызывает у зрителя палитру ярких эмоций.
…и сценические
Каждый рассказ – отдельная театральная зарисовка, каждая в своем стиле, но все вместе они составляют рассказ о женщинах и их таких разных характерах, о любви и отношениях, о том, что было, что могло бы быть и что есть.
Вся постановка – это гармоничное сочетание современных технологий и классического театрального искусства, и даже 3D-эффекты рядом с костюмами XIX века смотрятся естественно.
Видеозарисовки были созданы в творческой мастерской всемирно известного художника Юрия Купера, чьи работы хранятся в крупнейших музеях и собраниях мира, включая Третьяковскую галерею и коллекцию Библиотеки Конгресса США.
– В спектакле используются две видеопроекции. По задумке Юрия Купера, сама сцена максимально освобождена от декораций. Актеры играют в нарисованных декорациях, в том пространстве, которое создано на заднем фоне, на экране обратной проекции и тюли, – рассказал о технических приемах заведующий художественно-постановочной частью Академии Н. С. Михалкова Иван Неделяев. – Например, для передней проекции был использован тюль, который обладает нужной степенью прозрачности, что позволяет зрителю при правильном освещении видеть и то, что происходит на сцене, и смотреть на тюль как на киноэкран. Все участники спектакля находятся внутри общего медийного пространства. Благодаря этому эффекту создается впечатление иллюзии, а зритель плавно погружается и в киноискусство, и в театральную постановку.
Но не только атмосфера «живого кино» объединяла актеров и зрителей. Этот спектакль посвящен тем, кто, рискуя своим здоровьем, продолжает помогать больным.
– Это необычные спектакли для нас, это благотворительная акция, поэтому мы относимся к ним с особой теплотой и чувствуем особую связь со зрителем, – поделился актер Александр Ведменский.