Финансовая грамотность: лучший преподаватель для ребенка – вы

Общественной деятельною Виктория Зайцева начала заниматься еще в детстве, когда выступала в народном ансамбле. Сегодня в списке ее достижений – организация музыкальных фестивалей и спектаклей, групп психологической помощи, участие в форумах, обучение финансовой грамотности детей и взрослых. Корреспонденты «ТР» пообщались с Викторией и узнали, как она к этому пришла, а заодно побывали на одном из ее уроков.

«Мне нравится делать что-то новое»

Несмотря на то, что опыт волонтерской деятельности у Виктории появился еще в детстве, стартом осознанной общественной работы она считает 2017 год, когда выиграла первый грант на организацию музыкального фестиваля.

Позже активистка создала музыкально-поэтический проект «Лучше вслух». Волонтеры организовали спектакль и провели сбор денег на лечение крымской поэтессы с инвалидностью. В 2019 году «Лучше вслух» стал арт-терапевтическим проектом. Участникам помогали решить психологические проблемы с помощью специалистов, а также через творчество. Параллельно общественница выступает на форумах или помогает в их организации. Сейчас работает педагогом-организатором в ГДДЮТ и в «Российском движении школьников».

К слову, Виктория в семье не единственный волонтер: ее мама Кристина Хребтова стала героем нашего материала в номере за 31 декабря 2020 года.

– Мне нравится делать новое. Что еще не появлялось в городе. Приятно осознавать, что могу стать частью большого сообщества развивающихся людей, – рассказала о своей мотивации Виктория.

Искусство – не единственное ее хобби. В педагогическом университете в Екатеринбурге студентка заодно отучилась на бизнес-тренера. А после прошла повышение квалификации по направлению «Финансовый консультант-методист», начала активно интересоваться сферой финансов и инвестированием.

Свое увлечение волонтер также направила на помощь другим людям: ведет уроки финансовой грамотности для детей и взрослых. С позволения Виктории мы поделимся содержанием одного из таких занятий.

Первые финансовые шаги

Лекция называлась «Как научить ребенка ответственному отношению к деньгам?» То есть научить копить, распределять финансы, планировать расходы. Урок проходил в электронном формате для родителей учащихся младших классов. Виктория предложила присутствующим ответить на ряд вопросов:

– Позволяете ли вы детям с избытком расходовать деньги?

– Как часто ребенок просит купить ему новую одежду?

– Если у него вещи, которыми он не пользуется?

– Разговариваете ли вы о деньгах, и какие есть при этом сложности?

– Ведете ли вы сами учетов доходов и расходов?

– Создаете ли вы «подушку безопасности»?

Это нужно не только для того, чтобы лектор понимала, с какой аудиторией будет работать, но и чтобы взрослые еще раз задумались над этими вопросами. Почти во всем дети берут пример со своих родителей. Отношение к деньгам – не исключение. Поэтому лучший преподаватель финансовой грамотности для ребенка – вы.

В качестве первого шага по созданию накоплений Виктория предлагает начать от любого дохода откладывать 10% в неприкосновенный запас. И показать этот пример подрастающему поколению: мы откладываем на большую цель (например, на путешествие). С второго-третьего класса можно начать обсуждать, на что уходят деньги в семье: еду, одежду, игрушки. Ребенок начнет подражать этой модели поведения, интересоваться финансовыми вопросами.

Доходы младших членов семьи Виктория делит на регулярные и нерегулярные. К последним относятся подарки, деньги от бабушек и дедушек и т.д.

Регулярные – это карманные средства. Волонтер предлагает вводить их, когда у ребенка появляются потребности, на которые нужны свои деньги: ездить на общественном транспорте в кружок, самостоятельно оплачивать обеды и т.д. Примерно с 5-6 лет дети начинают понимать, зачем нужны деньги. Регулярные расходы обычно появляются к 10-11 годам. Если школьник не просит деньги или таких расходов нет – торопить события не надо.

Карманные деньги должны выдаваться стабильно. Как зарплата: мы точно знаем, что в определенное время получим некие средства. Если нет праздника или какого-то другого повода, дополнительных финансов не будет. Но и меньше их не станет.

Пока у подрастающего поколения потребности небольшие, последствия от ошибок будут не такими значительными. Заодно малыш задумается о стоимости товаров. Например, захочет какую-то дорогую игрушку и проанализирует: «А точно ли она мне нужна? А стоит ли она этих денег?» К вещам, которые куплены самостоятельно, дети относятся ответственнее.

– Недавно одна мама рассказала историю. Ребенок хотел слайм (игрушка из мягкого желеобразного материала. – Прим. ред.) Купили его за 200 рублей. На следующий день он порвался, пришлось выкинуть. Купили новый – тоже быстро испортился. В третий раз решили купить слайм дороже и качественнее, но разделив его стоимость пополам с ребенком. Ребенок подумал и решил, что эта игрушка ему все-таки не нужна, – привела пример Виктория.

Карманные деньги должны быть наличными, потому что это материальный предмет, к которому можно прикоснуться. Дети будут лучше понимать, что такое финансы, даже просто считая сдачу. Средства на карте для него будут лишь цифрами. Учить малышей обращаться с финансами можно еще до начала выдачи карманных средств. Например, давать деньги в магазине, чтобы он расплатился.

Определяя сумму карманных средств, нужно отталкиваться от трех факторов:

– Возраст детей: чем старше, тем больше.


– Доходы семьи.


– На что эти деньги будут потрачены?

– Если сейчас у ребенка из потребностей только игрушка за 200 рублей, то не надо давать ему сразу 7000 рублей. Для него это как для взрослого выиграть в лотерею миллион: он не понимает, что с этим делать. Спустит на всякую ерунду, не получив удовольствия. Или напротив ему понравится, будет хотеть больше, – прокомментировала последний пункт лектор.

Виктория не советует связывать размеры карманных выплат с успеваемостью в школе или выполнением домашних обязанностей. Лучше выбрать другие способы поощрить или наказать.

Как тратить?

Распределять карманные деньги Виктория советует так: 80% – расходуй, 10% – копи, 10% – дари. Для этого можно выделить три коробочки или копилки. Средства брать только из первой и, при случае, третьей. Во вторую – только складывать. Наличные выдавать с разменом, чтобы легче было распределять.

Рядом с «копи» можно положить листок, на котором будет написано или нарисовано то, на что копит ребенок. Или составить полноценный список, стоимость товаров в котором он сопоставит с доходами. Раньше времени брать деньги отсюда можно только в случае непредвиденных расходов. Но с условием, что взятое потом вернется в эту копилку, словно занял самому себе.

Еще один инструмент со стороны родителей – создание накопительного счета для ребенка: на него класть деньги, которые могли пойти на какие-то безделушки или сладости. Желательно, чтобы бабушки и дедушки, любящие баловать внуков, тоже пополняли этот счет, вместо того, чтобы покупать горы шоколадок, хотя полностью лишать детей вкусностей и игрушек не надо.

– Допустим, школьник был в третьем классе, когда вы создали такой счет. Откладываете 500 рублей в месяц. Умножаем на 12 месяцев в году и на 8 лет до окончания школы. По грубому подсчету без учета процентных ставок и других факторов получится 48 тысяч рублей. Скажите, вы бы хотели своему ребенку на выпуск подарить такую сумму? Для этого нужно чуть-чуть сократить траты, но понимать ради чего, – рассуждает лектор.

Деньги из раздела «расходуй» ребенок может тратить как угодно, но родителям за этим нужно все равно следить. Помочь спланировать или где-то пойти на компромисс, обозначив, что, например, сладости вы будете покупать ему сами в заранее оговоренном количестве, а свои деньги пусть тратит на что-то другое.

Допустим, вы выдали учащемуся деньги на обеды, а он потратил их на какие-то безделушки. Выдавать новые средства раньше срока нельзя! Иначе сформируется мнение, что быстрые деньги это нормально: если неразумно потратил, то найдет их где-то еще. Став взрослым, он начнет спокойно относиться к кредитам и займам. Разумеется, оставлять учащегося голодным не надо, нужна альтернатива. Например, готовить ему с собой в школу еду в контейнерах или бутерброды. Не добавляйте деньги, даже если на покупку просто немного не хватает.

Кроме детей, нужно провести работу с остальной родней. Бабушки, дедушки, дяди и тети не обязаны строго следовать вашим правилам, но нужна одна линия поведения.

Если приходится отказывать детям в покупке или выдаче средств, нельзя обосновывать это фразой «У нас нет денег». Они могут начать думать, что тратить все средства сразу после того, как они появились, нормально. Если такая ситуация возникла в магазине, то лучше указать ребенку, что эта покупка не была запланирована. Можно предложить купить в следующий раз (и действительно это сделать!), либо внести в список желаемого, чтобы школьник оплатил из своего кошелька.

Так у учащегося сформируется умение ставить цели и достигать их, система мотивации. Но цели нужно ставить сроком на два-три месяца. Ему будет психологически легче копить и легче понять, почему нельзя получить нужную вещь сейчас. Главное – уважать своего ребенка, любить его и понимать.

Возрастные особенности

У каждого поколения свои особенности и пробелы в экономических знаниях, отмечает Виктория. Пожилым гражданам тяжело адаптироваться к современным технологиям: боятся пользоваться карточками и электронными банками. Их финансовой и технологической неграмотностью активно пользуются мошенники.

Люди среднего возраста обычно финансово не готовы к пенсии: есть риск сильной просадки в уровне жизни, когда активный доход исчезнет. Также часто не заботятся заранее о страховании и передаче накопленного капитала потомкам.

Среди ровесников Виктории (ей 25 лет) видно неумение откладывать на долгий срок. Часто вопросы вызывает финансовое воспитание детей и безопасное инвестирование. Есть иллюзия, что на бирже можно «по-быстрому поднять денег, если узнать секретные секреты и часто покупать-продавать».

Школьники часто не понимают, как пользоваться банковскими продуктами, например, как выбрать выгодную дебетовую карту. Хочется сразу легких денег. Не осознают, что планомерные действия ведут к достижению цели. Один из наиболее частых запросов у ребят – где подростку заработать, чтобы не обманул работодатель и была возможность совмещать работу с учебой.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*