Декадантский бред или «Чайка» по-новому: Нижнетагильский драматический представил классику в постмодерне

В драматическом театре Нижнего Тагила премьера – спектакль по А. Чехову «Чайка» (18+) поставил режиссёр из Москвы Дмитрий Лимбос. Он частично адаптировал текст под наше время, раздал героям гаджеты, одел их в современную одежду и оставил у первых зрителей неоднозначное впечатление.

Действие происходит, как и у Антона Чехова, в имении Петра Сорина (Сергей Зырянов), только Дмитрий Лимбос состарил мужчину на десять лет, и ему стало 70. И Семён Медведенко (Константин Козловский) получает 23 тысячи в месяц, вместо 23 рублей, и снимает разговор с возлюбленной Марией Шамраевой (Екатерина Сысоева) на видеокамеру. Зритель, знающий «Чайку», наверняка окажется в замешательстве, но вскоре должен привыкнуть – здесь всё будет по-другому. Бесталанная пьеса Кости Треплева (Данил Камешков) в ещё более бездарном исполнении Нины Заречной (Ирина Тараторкина) транслируется на экран из частых широких лент. Притягательная Ирина Аркадина (Ирина Цветкова) в высоких ботфортах и платье-пиджаке курит айкос, хипстер Борис Тригорин (Данил Зинеев) надиктовывает идеи для своих рассказов на смартфон, а в финальной сцене все герои играют в «Дженгу».

Дмитрий Лимбос хотел рассказать на современном языке историю, живущую в веках – о любви и отверженности, о творческом поиске, родительской ласке и её губительном отсутствии. Режиссёр, как сам сказал журналистам, хотел поставить холодную комедию. Действительно, есть много в постановке моментов, вызывающих смех. Но само произведение – настоящая драма, актуальная и сегодня. И сегодня женщины 40+ молодятся и не собираются уходить «в тираж», и молодые люди стремятся прославиться, несмотря на отсутствие талантов и прямую критику, и люди в браке живут годами без любви, оставаясь несчастными. Чеховскую историю «пяти пудов любви» Лимбос поставил на сцене Нижнетагильского драматического театра за пять недель.

«У нас было очень много поиска, импровизации, свободы, 80% идей в спектакле я в процессе внедрял. Для меня этот спектакль больше как растение, которое растёт, иногда даже не так, как ты хочешь, но оно цветёт. Мне важно было делать про сейчас, и я текст практически не менял, я адаптировал культурный код», – рассказал о задумке режиссёр Дмитрий Лимбос.

Лимбос известен узкому кругу тагильского зрителя по работе в театральной лаборатории этим летом. В здании бывшего производственного цеха старого Демидовского завода он ставил «Гамлета», и тот же актёрский состав взял в костяк своей «Чайки», даже также распределив их по романтическим парам. И вновь «убил» героя Данила Камешкова – летом его Гамлета, сегодня – его Треплева.

«Что было интересного в работе над этим спектаклем: Дима (Лимбос – режиссёр, прим. ВН) занялся не просто проработкой роли, то есть не просто рассказывал, какая главная задача. А именно, скажу по-молодёжному, занялся моей внутренней прокачкой. Он давал мне читать много литературы по режиссуре, лекции об искусстве. Я пытался дотянуться до уровня Треплева, и, работая над ролью, я вырос над собой», – поделился актёр Данил Камешков.

Над постановкой работала команда из Москвы – художник-постановщик Валида Кажлаева, художник по свету Юрий Курамшин. Спектакль идёт без антракта два часа, и на протяжении всего действия без остановки звучит разной тональности эмбиент, музыку написал специально для этой «Чайки» композитор, саунд-дизайнер из Екатеринбурга Кирилл Дробязга.

Визуальный восторг вызывает плавающая панель с хаотично посаженными лампочками. Она загорается по-разному в зависимости от драматического накала между героями – то еле заметными звёздочками в редкие минуты нежности, то палящим жёлтым светом в моменты неизбежности происходящего. После премьеры в социальных сетях тагильчане делились впечатлениями об увиденном.

«Половина зала хохотали. Да, в афише черным по белому – «комедия». Вот и Чехов так обозначил жанр своей «Чайки». Но демонстрация среднего пальца, недосказанное нецензурное слово для меня не повод для веселья, скорее «фу». А когда по сцене порхал крупный Яша (Тимофей Панов) с крыльями бабочки на резинке, уже душили слезы. Это было бы смешно, если бы не было так печально в контексте происходящего в этот момент на сцене», – написала зритель Наталья Новикова.

«Я не большой любитель классических постановок по Чехову, и когда мне сказали, что эта пьеса совсем другая, я пошла с большим любопытством. 2 часа на одном дыхании! Хотя текст мало отличается от оригинала и на сцене не происходит экшена, постоянно идет сопровождение звуком, что и создает иллюзию движа», – поделилась Алла Дементьева.

«Я большой любитель современного искусства. Возможно, поэтому версия режиссёра Дмитрия Лимбоса мне сильна зашла. Хотя искусство может и современное, а эмоции, чувства и переживания особенно со времён Чехова и не изменились…», – опубликовала отзыв Татьяна Попова.

«Чайка» считается знаковой пьесой в творчестве Антона Павловича Чехова. Художественный руководитель Драматического театра Игорь Булыгин назвал её лакмусовой бумагой для любого театра. Произведение уже ставил здесь Владимир Каминский в 1994 году, и постановка получила разгромные отзывы в прессе, в частности за её, на тот момент, авангардную интерпретацию – декорации были сделаны из обычного полиэтилена. Так автор выражал своё отношение к нетленной пьесе. У каждого по-разному и сегодня откликнется «Чайка», история, когда «случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*