1418 дней города красного неба. Январь 1943 года: школьники Нижнего Тагила скидываются на танк, студенты мерзнут, а жителей отправляют чистить пути

За 1418 дней, которые длилась Великая Отечественная война, вышло 1066 номеров газеты «Тагильский рабочий». На долгое время она стала едва ли не единственным источником информации для тысяч жителей Нижнего Тагила, мощным оружием мобилизации и пропаганды. Нам стало любопытно узнать, как жил тыловой город в 1941-1945 годах, и попытаться рассмотреть за газетными строками жизнь обычного человека. Об этом новый проект ИА «Все новости» – «1418 дней города красного неба». Все публикации читайте здесь. Этот выпуск – о январе 1943 года: как школьники собирали деньги на танк, горожане мерзли без дров и не по своей воле чистили пути от снега. Материал для вас подготовил Владимир Вахрутдинов.

1943-й для страны Советов стал прорывным с точки зрения инициативы в боях – армии СССР удалось перейти в наступление, которое позже в учебниках истории назовут коренным переломом в Великой Отечественной войне. Совсем скоро Красная Армия прорвёт блокаду Ленинграда, затем возьмет в кольцо и разгромит отборную группировку вермахта в Сталинграде, а потом сорвет наступательные планы немцев на Курской дуге. Решающее значение для побед Советского Союза имела не только живая сила и авиация, но и танки. Жертвовали на бронетехнику даже… дети. Так в Нижнем Тагиле появился танк «Тагильский школьник».

«Мы, учащиеся школы №10, воодушевленные высоким патриотическим порывом трудящихся нашей страны, решили приступить к сбору средств на постройку танка «Тагильский школьник». Уже поступило средств от учащихся 5 – 7 классов 5 тысяч рублей. Впереди по сбору идет 6-й класс «А», собравший 1300 рублей, 5-й класс «А» собрал 800 рублей, 7-й класс «А» – 700 рублей. Ученик 7-го класса «А» Ворошилов внес 100 рублей. Никифоров, Бойко, Красулина внесли по 50 рублей. Ученик 6 класса «А» Г. Шмелев внес 100 рублей, В. Тарасов – 66 рублей», – говорится в одной из заметок «Тагильского рабочего» от января 1943 года.

В конце января газета публикует письмо воспитанницы детсада №20 Виктории Черняевой. Она, если верить заметке, воодушевлена примером пионеров и детей Молотовской области, собравших крупную сумму на эскадрилью истребителей. И предложила открыть сбор на самолет «Дошкольник Тагила», внеся 100 рублей (!). Как сложилась судьба этой инициативы, в дальнейшем не уточняется.

Примеру школьников последовали многие другие предприятия и организации Нижнего Тагила. Появилось бесчисленное множество танковых колонн, названных в честь профессий жертвователей. «Тагильский связист» – на бронетехнику сбор начал Н.-Тагильский линейно-технический узел связи; «Высокогорский горняк» – рудокопы горы Высокой пожертвовали в фонд более миллиона рублей; на колонну «Боевая подруга» жены фронтовиков отдавали до 50-100 процентов от денежного довольствия. Ещё были колонны «Уральский учитель, «Уральский строитель», «Уральский металлург», «Свердловский швейник», «Советский студент», «Медицинский работник» и многие другие.

…И все эти жертвы – на фоне ужасающих примеров коммунального беспорядка в Нижнем Тагиле. Судя по заметкам городской многотиражки, жители посреди зимы столкнулись с острой нехваткой топлива для обогрева домов, контор, организаций.

«Рабочий, не имеющий возможности отдохнуть дома в тепле, на производстве при всём желании не будет эффективен. В аудиториях Машиностроительного института невыносимый холод, в общежитии студентов топят нерегулярно, прачечная работает от случая к случаю, когда подвезут дрова. Частенько в городских банях не бывает горячей воды только потому, что нет топлива», – такие строки буквально не сходят с газетных полос.

Простывшие работники идут в больницу, но и там их встречают остывшие палаты. В больнице Рудника имени III Интернационала разбиты форточки, штукатурка вокруг оконных рам обвалилась, сами окна не промазаны, в них задувает ветер. Запаса дров у заведующей нет. Горисполком выходит с распоряжением: все райсоветы, учреждения и организации должны выделить рубщиков деревьев для экстренной заготовки дров и предоставить их в распоряжение топливного отдела. Правильно поняли призыв только в посёлке Ново-Тагильского завода и Рудника имени III Интернационала. Дзержинский райсовет прислал 18 человек вместо 27, только 14 из них работали. И без того замерзающий Машиностроительный институт требование проигнорировал. В итоге дров нарубили всего 7% от плана.


«Неожиданно» зима пришла и на железную дорогу. Из-за снежных заносов задерживалось не только снабжение, но и отправка танковых эшелонов на запад страны. Промедление могло обернуться необратимыми последствиями на фронте. Поэтому Горсовет реагирует молниеносно и мобилизует людей на уборку путей. В Нижнем Тагиле вводят платную трудовую повинность для мужчин 16-55 лет и женщин 17-50 лет, освобождаются от работы только инвалиды, матери с детьми до 8 лет и беременные.

«Закрыть учреждения, согласно списку отдела по учету и распределению рабочей силы при горисполкоме, и направить всех рабочих и служащих этих учреждений на борьбу со снежными заносами на железнодорожном транспорте. Во всех остальных учреждениях города мобилизовать в порядке трудгужповинности не менее 50 процентов рабочих и служащих и не менее 50 процентов лошадей. Ответственность за выполнение настоящего решения изложить на председателей райисполкомов и руководителей учреждений, предприятий и органы милиции. Лица, виновные в нарушении настоящего решения, если их действия не подпадают под признаки уголовно-наказуемого деяния, подвергаются в административном порядке одному из следующих взысканий: предупреждению, штрафу до 100 рублей или исправительно-трудовым работам сроком до 30 дней», – говорится в распоряжении.

Несмотря на трудности военного времени, в Нижнем Тагиле развивали действующие и запускали новые производства. Например, мыловарня при банно-прачечном комбинате за год выдала рекордные 40 тонн мыла. В условиях, когда в город прибыли тысячи эвакуированных, проблема гигиены и паразитарных инфекций стояла особенно остро. Запас мыла обеспечил бесперебойную работу прачечной – через неё прошло свыше 500 тысяч штук белья. Каждый моющийся получил по 30-граммовому бруску мыла. Наладилась работа санпропускника – появился график, по которому рабочие раз в 10 дней проходили обязательную обработку.

Для болеющих туберкулезом тагильчан разных возрастов открыли магазин – направления в торговую точку получали в тубдиспансере. Горожане могли приобрести самое необходимое: крупы, масло, сахар, мясо и другие продукты. В совхозе «Медьпродснаб» выращивают ранние овощи: уже в январе столовые получили почти тонну зеленого лука и 300 кг свёклы. Месяцем ранее там же построили две теплицы – весной ждут урожая огурцов и помидоров.

Нижнетагильское аптекоуправление в течение 1942 года заготовило почти 42,5 тонны лекарственных растений. Размах поражает – в 1941 сырья собрали в 6 раз меньше. Свыше 17 тонн шиповника заготовили аптеки – это важный источник витамина C, отмечают корреспонденты «ТР». Перевыполнены сборы черники, мха, раковой шейки. В 1943 году хотят начать сбор ольховых шишек и ягод рябины, из них будут делать лекарства от желудочных заболеваний.

Ещё в Нижнем Тагиле готовятся к запуску производства подков, шипов к ним и гвоздей. Подыскано помещение, горисполком дал указание набрать рабочую силу и обучить её. Ожидается, что завод будет давать городу и региону 160 тонн гвоздей, 1,5 миллиона подков и 4,5 миллиона шипов.

Свежие кадры городу дали школы фабрично-заводского обучения. Десятки юношей и девушек пополнили коллектив Ново-Тагильского завода: они работают электросварщиками, машинистами крана, сталеварами, горновыми, прокатчиками, литейщиками, слесарями, каменщиками. Принимали в такие заведения молодёжь от 16 лет с любым уровнем образования – трудовые резервы нужно было пополнять регулярно.

С декабря, когда в Нижнем Тагиле ввели запрет на пользование бытовыми электроприборами, начались рейды контролёров. Выявляли работники городской электросети «факты преступной расточительности и хищений электроэнергии». Например, гражданин Проурзин с улицы Ленина незаконно включал обогревательную печь, плитку, утюг и чайник. Ревизоры изъяли приборы, но жилец нарушил запрет вновь, за что его отдали под суд. Всего с начала ужесточительных мер в городе обнаружили 68 фактов незаконного пользования техникой.

Прирастала культурная жизнь Нижнего Тагила. Помимо профессиональных коллективов появлялись любительские. Так, в центральном клубе Дзержинского района открывается самодеятельный театр миниатюры и эстрады. В первой программе артисты показали драматический этюд Раймонда «После войны в пять», лирическую комедию Чикарькова и Залесского «Выполненное обещание», шутки «Мастер», «Директор у врача».

В честь Нового года в клубе имени Горького большой концерт произведений Штрауса дал Государственный Симфонический оркестр СССР. В цирке начались показы программы китайского народного аттракциона под руководством советского артиста Ван Ю-ли. В драмтеатре шли спектакли «Дама невидимка», «Москвичка», «Парень из нашего города» и другие постановки.


Следующий выпуск проекта «1418 дней города красного неба» будет особенным – мы посвятим его главному танковому предприятию страны «Уралвагонзаводу», вокруг которого вырос Дзержинский район. Ждем от вас обратную связь и пожелания. Почта для писем: [email protected].

Благодарим за поддержку при подготовке проекта Центральную городскую библиотеку Нижнего Тагила

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*