Взлет откладывается

Взлет откладывается

Взлет откладывается

Консультанты Сбербанка и «Газпром нефти» в ходе аудита на заводах Объединенной авиастроительной корпорации пришли к выводу, что «экономически оправданный спрос» на выпуск 1000 новых отечественных самолетов до 2030 года отсутствует.

Казалось бы, совсем недавно страну всколыхнули сообщения, что правительство наметило выпуск 1000 самолетов для гражданской авиации до 2030 года. Это на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022) пообещал тогда еще министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По его словам, поставки будут осуществляться «при одновременном замещении иностранных комплектующих российскими и модернизации производств там, где это необходимо». Эту же цифру назвал и президент РФ в ходе «прямой линии» 2023-го,
выразив надежду, что нам «будет, на чем летать».

Правда, в конце декабря 2023-го, на встрече с президентом РФ глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов был чуть скромнее, заявив следующее: «По программе, которая была вами утверждена, мы до 2030 года должны произвести более 500 самолетов различного типа: 270 лайнеров МС-21, 142 самолета «Суперджет-100» и 115 самолетов Ту-214».

Однако и этот план выглядел весьма внушительно. Предупреждения отдельных скептиков, что обещаниями столь масштабных достижений ВИП-чиновники преследуют лишь цели личного пиара, звучали на тот момент не слишком громко.

Но громом сейчас прозвучало сообщение, что планы поставок российских самолетов могут сократиться. В СМИ просочилась информация, будто готовится новая стратегия вместо корректировки действующей комплексной программы развития гражданской авиа­ции РФ, которую правительство утвердило совсем недавно – летом 2022 года.

Программа разрабатывалась Минтрансом при участии Минпромторга, поставки должны были начаться с 2023 года. Объем внутреннего и экспортного рынков до 2040 года оценивался в 1,8 тыс. воздушных судов, объем инвестиций в проект –
1 трлн рублей. Но в мае 2024 года Минпромторг скорректировал планируемое количество самолетов с 1,08 тыс. до 994 штук и сдвинул начало поставок на 2025 год.

В свою очередь глава правительства сообщил, что нынешняя программа по развитию отрасли предусматривает техническое перевооружение предприятий и проведение соответствующих опытно-конструкторских работ. Принято решение использовать для ее финансирования средства Фонда национального благосостояния. «На возвратной основе можно будет привлечь на такие цели более 280 миллиардов рублей», – подчеркнул Мишустин. А где же те 770 миллиардов рублей, которые премьер обещал потратить на те же цели в 2022-м?! Истратить такую огромную сумму в столь короткий срок невозможно даже при отвязных нравах нашенского «рынка»!

По итогам консультаций с представителями ОАК аудиторы из Сбербанка и «Газпром нефти» пришли к выводам, что «между спросом на авиаперевозки и производством по КПГА образовался дисбаланс по объемам и типам самолетов и программа не соответствует коммерческому спросу». При запланированном производстве от 140 до 270 воздушных судов в год реальная потребность оценивается аудиторами в 50-60 самолетов.

«Про невыполнимость этого проекта я говорил сразу после подписания этой программы, которую обманщики подсунули президенту, – возмущается экс-замминистра гражданской авиации СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. – 1000 самолетов – на это нужны миллиарды рублей и много людей, которых разогнали за 30 лет, а самолетостроение уничтожили. Даже если будут деньги, кто будет делать?»

По мнению эксперта, «эта программа составлена не специалистами, а неумными людьми». Она абсолютно не просчитана и неадекватна срокам, количеству и потребностям и возможностям отрасли. «Чтобы сделать 1000 самолетов, даже дворнику понятно, что нужны тысячи авиадвигателей, не говоря уже про миллионы комплектующих, – удивляется Олег Смирнов. – А у нас на сегодняшний день, по сути, ни одного национального двигателя, который планировалось установить на новые самолеты из серии ПД: ПД-8, ПД-14, ПД-35 и так далее».

Такой расклад, подтвержденный проверками аудиторов, заставляет сильно усомниться в том, что авторами упомянутой программы производства 1000 самолетов двигал личный пиар или даже мечты о трудовых подвигах в отрасли. Провальность всего проекта при сегодняшней ситуации в экономике была изначально очевидной. Но тогда какую цель они преследовали?

«Заполучить бюджетные деньги, как это они делали на протяжении 30 лет, и потом эти деньги расстелить по карманам и построить себе дворцы? Купить себе яхты? – задается вопросом экс-замминистра гражданской авиации СССР и делает жесткий вывод. – Необходимо убрать с экономического и политического поля всех продажных личностей, которые разрушали наше отечественное самолетостроение на протяжении 30 лет, сколотив себе огромные состояния».

Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм
Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*