Исследователи нашли причину массовой смерти зимбабвийских слонов в 2020 году

Ученые выяснили, что животные умерли от сепсиса, вызванного малоизученной бактерией Bisgaard taxon 45

© AP PhotoЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен…Показать скрытые ссылки

ПРЕТОРИЯ, 25 октября. /ТАСС/. В телах африканских слонов, умерших по неизвестным причинам три года назад в Зимбабве и Ботсване, нашли вид бактерий, никогда не встречавшийся ранее у этих животных. Выводы ученых опубликованы в среду в статье в журнале Nature Communications.

"Речь идет о бактерии Bisgaard taxon 45, – заявил ведущий автор работы профессор Фалько Штайнбах из Университета Суррея. – Ранее эти бактерии встречались в пробах, взятых после укусов львов и тигров". В Африке львы очень редко нападают на слонов. Их жертвами становятся в основном молодые животные, отбившиеся от стада. Лишь в периоды затяжной засухи, когда львы испытывают острую нехватку пищи, они отваживаются напасть на взрослого слона.

В период с августа по сентябрь 2020 года на северо-западе Зимбабве умерли 35 слонов, причину смерти которых не смогли установить в ходе лабораторных исследований. ​​​​Авторы новой работы исключили вероятность заражения известными патогенами, пищевого отравления и смерти от стресса, вызванного засухой.

Биохимический анализ образцов тканей, а также анализ ДНК и генома шести слонов выявили следы бактерии Bisgaard taxon 45, близко родственной виду Pasteurella multocida. Согласно выводам специалистов, эта бактерия вызывала у слонов сепсис, общую интоксикацию и смерть. Никогда ранее ученые не находили Bisgaard taxon 45 в организмах этих животных.

​​​​​Авторы отмечают, что бактерия могла иметь также отношение к гибели в том же году 356 слонов в соседней Ботсване. Тогда ученые также не смогли точно указать причину их смерти.

Африканские слоны вида Loxodonta africana (саванный слон) признаны вымирающим видом животных, главной опасностью для них являются браконьеры и сокращение естественного ареала. Домом для крупнейшей постоянной популяции африканских слонов является Трансграничный заповедник Каванго-Замбези. В 2022 году их популяция оценивалась в примерно 228 тыс. особей, и 90% из них жили на территории Зимбабве и Ботсваны.

Источник