Иностранным турбинам снижают обороты

«Силмаш» пытается расчистить рынок для своих машин

По данным “Ъ”, в правительстве продолжают прорабатывать варианты ограничения доступа иностранных машиностроителей к программе модернизации ТЭС. В частности, Минпромторг и подсанкционные «Силовые машины» Алексея Мордашова в борьбе за рынок сбыта выступили с инициативой обязать «Газпром энергохолдинг» и «Интер РАО» увеличить свои доли в совместных предприятиях с Siemens и GE до 75% плюс 1 акции, тем самым обострив конфликт с генкомпаниями, не желающими закупать российское оборудование. При этом «Силовые машины» по-прежнему отказываются брать на себя риски поломки оборудования или задержек с их пуском.


Минпромторг и попавшие под санкции США «Силовые машины» Алексея Мордашова продолжают настаивать на создании рынка сбыта газовых турбин большой мощности (ГТБМ) в рамках программы модернизации старых ТЭС только под российских машиностроителей. Этот вопрос поднимался на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 18 апреля, говорят источники “Ъ” на энергорынке.

Минпромторг и «Силовые машины» выступают за создание полного цикла производства ГТБМ в РФ, главный аргумент — скандал 2017 года с поставками турбин Siemens в подсанкционный Крым и обеспечение энергобезопасности. Крупные генкомпании — «Интер РАО» и «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) — не верят в способность российских машиностроителей создать ГТБМ и самостоятельно договариваются с американской GE и немецким Siemens о локализации производства турбин в РФ в рамках СП, которые предполагают паритетное участие.

Как правительство определилось с условиями предоставления субсидии на производство пилотных образцов ГБТМ

Владелец «Силовых машин» Алексей Мордашов на совещании у вице-премьера настаивал на ужесточении требований к таким СП, предлагая, например, чтобы доля российских партнеров составляла не менее 75% плюс 1 акция. Обсуждались и другие варианты, которые фактически отсекали бы иностранцев от программы модернизации и создавали монополию для «Силмаша». В целом идеи поддержал Минпромторг, дальше все будет зависеть от решения Дмитрия Козака, отмечают собеседники “Ъ”. При этом господин Мордашов отказался обсуждать возможность введения штрафов за отсрочку вводов или поломку оборудования «Силмаша», говорят собеседники “Ъ” (такие преференции для российских производителей турбин предусмотрены постановлением о модернизации).

Программа модернизации старых ТЭС стоимостью 1,9 трлн руб. синхронизирована с дорожной картой по развитию в РФ производства ГТБМ — предполагается, что генкомпании должны обеспечить заказом машиностроителей. Господин Мордашов уже просил правительство о заключении обязывающих контрактов на поставку 48 ГТБМ «Силмаша» (см. “Ъ” от 18 мая 2018 года) с инвесторами, участвующими в программе модернизации, но безуспешно. В апреле 2018 года на заседании правкомиссии по импортозамещению бизнесмен говорил премьеру Дмитрию Медведеву, что без преференций «российскому энергомашиностроению не выжить». В итоге бюджет готов предоставить на развитие ГТБМ до 7 млрд руб., «Силмаш» заявлял, что еще около 8 млрд руб. привлечет самостоятельно.

Старые ТЭС обновят без лишней мощности

Основная проблема «Силмаша» — слишком маленький рынок сбыта ГТБМ в РФ: в программе модернизации преимущественно будут обновлять паросиловое оборудование, а наиболее крупные потенциальные заказчики турбин — «Интер РАО» и ГЭХ — предпочтут покупать их у своих СП с GE и Siemens. Сейчас в правительстве прорабатывается альтернативный вариант для «Силмаша» — строительство новой газовой ТЭС на 1,4 ГВт. «Силмаш» предлагал построить ТЭС для замещения убыточной угольной Новочеркасской ГРЭС ГЭХ.

В Минпромторге, «Интер РАО», «Силмаше» и аппарате Дмитрия Козака от комментариев отказались. В Минэнерго, Минэкономики, ГЭХ на запрос “Ъ” не ответили.

Старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников отмечает, что создание ГТБМ с нуля — очень сложный путь с труднопрогнозируемым результатом, предыдущий такой проект с турбинами ГТД-110 Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК «Ростеха») окончился неудачей, поэтому сомнения генкомпаний понятны. Вместе с тем направлять совместную работу с иностранными машиностроителями в русло локализации — правильная идея, которая может позволить со временем создать в России конструкторскую школу, поставщиков качественных компонентов, глубокий инжиниринг и сервис.


Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*