«Электронная путевка» меняет направление

У проекта сокращаются функции, зато растет финансирование

  • 3

Система «Электронная путевка» (аналог ЕГАИС для туристической отрасли), в разработку которой структуры «Ростеха» готовы вложить 2 млрд руб., может быть запущена в усеченном варианте. В новую версию, возможно, будут собраны лишь данные о стоимости проданных туров и финансовых гарантиях операторов. Вернуть вложения в проект «Ростех» потом сможет за счет участников рынка.


Структуры госкорпорации «Ростех» готовы заняться доработкой системы «Электронная путевка», рассказал источник “Ъ”, знакомый с ходом реализации проекта. По его словам, сумма инвестиций — 2 млрд руб. Система заработает в усеченном виде, там будут аккумулироваться только сведения о проданных турах и финансовых гарантиях, представленных туроператорами, что позволит завершить доработку «Электронной путевки» к концу 2019 года, добавил собеседник “Ъ”. По его словам, разработкой подзаконных актов для внедрения системы должно заняться Минэкономики. Там вопросы “Ъ” переадресовали в Ростуризм, где от комментариев отказались. В «Ростехе» пояснили “Ъ”, что подконтрольное госкорпорации АО «Национальные туристические технологии» пока не наделено полномочиями оператора «Электронной путевки» и говорить о планах возможно после выхода соответствующего постановления правительства.

Идея создания информационной системы «Электронная путевка» впервые была обнародована в 2012 году, после громкого банкротства туроператора «Ланта-тур». После того как летом 2014 года с рынка одновременно ушли несколько десятков туроператоров, она получила статус госпроекта: правительство поручило Ростуризму разработать план по внедрению системы. Первоначальную концепцию «Электронной путевки» за 5,8 млн руб. разработала Stins Coman. В 2015 году подрядчиком Ростуризма по разработке опытного образца системы стала «Астерос», контракт составил 153 млн руб. Тогда стоимость всего проекта оценивалась в 600 млн руб.

Как «Ростех» занялся «Электронной путевкой»

В 2017 году в проект вошел «Ростех»: подконтрольный ему концерн КРЭТ подписал с Ростуризмом меморандум. Сроки ввода в эксплуатацию «Электронной путевки» неоднократно сдвигались. Еще в прошлом году датой начала ее обязательного использования считался январь 2019 года, но этого не произошло.

Ранее в Минэкономики в ответ на обращение «Опоры России» (копия есть у “Ъ”) указывали, что сейчас вопрос об «Электронной путевке» рассматривается межведомственной рабочей группой. Вопрос о стоимости системы для туроператоров пока также прорабатывается. Стоимость и станет основой окупаемости проекта, говорит источник “Ъ” на туррынке. По его оценкам, ежегодно в России продается около 25 млн туров: 11 млн — в зарубежные страны и 14 млн — на внутренние курорты. «Конкретная сумма еще не обсуждается, но ранее говорилось о 200 руб. с каждой проданной путевки»,— указывает собеседник “Ъ”. Исходя из этих данных, годовая выручка «Национальных туристических технологий» может достигнуть 5 млрд руб. в год. При этом источник “Ъ” добавляет, что первоначально использование «Электронной путевки» для рынка будет бесплатным.

Как может измениться система оценки туристических потоков

Изначально предполагалось, что в «Электронной путевке» будут содержаться полные сведения о проданных турах: номер, статус, все реквизиты договора, сведения о туроператоре, турагенте, заказчике продукта, самих туристах, данные обо всех услугах в составе тура и их контрагентах, датах поездки и контакты принимающей стороны. Собеседник “Ъ” на туристическом рынке указывает, что сократить объем обрабатываемой информации планируется для ускорения старта системы. Он объясняет спешку тем, что чиновники опасаются повторения сценария с «Натали турс». От ухода с рынка этого игрока прошлым летом пострадали около 30 тыс. туристов. Тогда суммарный ущерб оценивался в 1,5 млрд руб. По словам собеседника “Ъ”, разработка полной версии системы могла бы затянуться еще на несколько лет.

Но как именно «Электронная путевка» будет защищать туристов, пока непонятно, о чем ранее заявлял Минфин. Там считают целесообразным в рамках «Электронной путевки» сформулировать задачу по защите туриста в случае ухода с рынка туроператора или агента. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе объясняет, что даже в рамках первоначального функционала система никак не защищает рынок от банкротств туроператоров: «”Электронная путевка” может показать лишь реальный объем рынка и в случае возникновения проблем продемонстрировать, какое количество туристов находится за границей».


Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*