Новости СМИ2
Недавно приятельница Наталья рассказала о неприятном случае, произошедшем с ней в одном из кафе Нижнего Тагила.
С институтской подругой зашли поужинать: давно не виделись, было, что обсудить, да и проголодались после работы. Наталья заказала долму из баранины. Когда попробовала блюдо, у нее зубы свело: кавказские голубцы были крепко пересолены. Кроме того, начинка оказалась не бараниной, а говядиной.
Позвала официанта, пожаловалась на несъедобность, попросила заменить заказ на люля-кебаб из баранины. Молодой человек молча унес блюдо. Через полчаса принес новое, оказалось, из того же фарша и так же пересолено. Вновь позвала официанта и попросила объяснений. В ответ услышала: «Женщина, что вы придираетесь? Одно вас не устраивает, другое, вам не угодишь. Баранины сегодня нет, говядина по такой же цене». Администратора на месте не оказалось, вернуть деньги в кафе отказались. Конечно, подруги тут же покинули заведение общепита, настроение было испорчено.
За советом Наталья обратилась ко мне как к ведущей «потребительской» страницы в газете. Я поговорила со знакомым юристом, заглянула в интернет, почитала «Закон о защите прав потребителей». И вот что узнала.
Если блюдо не понравилось, можно ли не платить за него?
Переступая порог ресторана, кафе или столовой, мы становимся потребителями. Соответственно, в отношении нас действует закон «О защите прав потребителей». И вот тут первое для меня открытие: оказывается, отказаться от блюда, если оно показалось невкусным, нельзя. Просто потому, что это довольно субъективная вещь: кому-то нравится, кому-то нет. Но если еда не соответствует ожиданиям по объективным причинам, то за нее можно не платить. Ну, например, подменили ингредиенты: если вы заказывали салат с креветками, а принесли с курицей, если принесли недожаренное или горелое мясо, если в тарелке вы обнаружили инородные предметы (к примеру, волосы), если порция меньше и легче заявленной, если блюдо приготовлено из несвежих продуктов.
Во всех этих случаях посетители вправе потребовать бесплатной замены блюда на качественное или уменьшения его стоимости. По закону ресторан или кафе обязаны подать именно то блюдо, которое указано в меню. Безусловно, еда обязана быть свежей и ее вес не должен отличаться от заявленного. Как пояснил эксперт, если еда не соответствует этим критериям, за нее можно не платить, так как товар не соответствует договору.
Случай с моей приятельницей оказался сложным. С одной стороны, еда показалась пересоленной – вещь субъективная, и в этой ситуации от блюда отказаться нельзя. С другой стороны, Наталье заменили ингредиенты – баранину заменили говяжьим фаршем: здесь права на ее стороне.
Можно ли пить свой алкоголь?
Еще один нюанс в посещении общепитовских заведений. Если еда, так или иначе, есть в каждом ресторане или кафе, то с алкоголем сложнее. Просто потому, что для реализации спиртных напитков заведение должно иметь специальную лицензию, а ее получение может занять продолжительное время. И даже если лицензия есть, не всегда кафе может предложить посетителю именно тот напиток, который он любит.
А между тем, в нашей стране нет законодательного ограничения на пронос, употребление собственных напитков и продуктов в заведениях общественного питания. Однако есть старый, принятый правительством еще в 1997 году, но все еще действующий подзаконный акт «Правила оказания услуг общественного питания». Согласно документу, администрация кафе или ресторана имеет право установить соответствующее ограничение, если оно не противоречит законодательным нормам.
Получается, что запрет должен быть установлен, но отнюдь не в обязательном порядке. Более того, за нарушение этого табу никаких штрафных санкций предусмотрено быть не может. Грубо говоря: если нельзя, но очень хочется, то можно.
Если администрация кафе таких правил не установила или не предупредила посетителя об ограничениях, то считайте, что можно все или практически все (в рамках закона, разумеется).
Законны ли минимальные суммы заказов?
Частенько в периоды высокого спроса, например, во время праздников или в пятницу вечером, рестораны устанавливают минимальную сумму заказа. Другими словами, клиент должен наесть или напить не менее чем, скажем, на 1500 рублей за вечер. Таким образом заведения страхуются на случай недополученной выгоды.
Но такие требования о минимальной сумме заказа ущемляют права потребителей. Дело в том, что любой заказ в ресторане – это заключение публичного договора. «Заведение не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения такого договора. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия договора не могут устанавливаться на основании преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения», – так трактует ситуацию российское законодательство. Отказ ресторана принять посетителя незаконен, впрочем, как и требование оставить в заведении определенную сумму.