В музее Нижнего Тагила открылась выставка редких статуэток. Посмотрите на эту фарфоровую красоту!

В музее изобразительных искусств Нижнего Тагила открылась выставка, подобной которой не было несколько десятилетий. В двух залах представлена коллекция фарфора, созданного мастерами европейских мануфактур. Всего в экспозиции 60 статуэток, в том числе можно увидеть самые хрупкие и редкие из кружевного фарфора.

Эту коллекцию собирала на протяжении 25 лет жительница Нижнего Тагила. Статуэтки созданы в основном на немецких мануфактурах, где впервые раскрыли секрет создания фарфора. Также есть несколько итальянских работ. Большая часть экспонатов относится к XX веку, но изготовлены они по уникальным формам более раннего времени. Все фигурки посвящены сюжетам эпохи рококо: дамы и кавалеры, пастухи и пастушки, аллегории, сцены музицирования, свиданий, выезд дам в роскошных экипажах. Отсюда и название выставки «Прелести бытия галантного века» (6+).

«Обычно собирали советский фарфор, но жительница Нижнего Тагила выбрала для себя немецкий фарфор – сцены галантного века. Хотя у саксонских мануфактур было много серий: анималистика, этнография и другие. Статуэтки были созданы в XX веке, хотя формы были разработаны еще в XVIII веке. Мануфактуры работают по старым формам, когда они изнашиваются, их повторяют. Это одна из самых сложных работ», – рассказала старший научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств Елена Устинова.

На выставке представлены статуэтки, декорированные разными способами. Например, есть бисквит, то есть матовый белый фарфор, не покрытый глазурью. Такие статуэтки не должны иметь обычных мелких дефектов, которые могли бы скрыть глазурь и роспись, поэтому они обычно стоят дороже. Также их сложнее содержать в чистоте. Есть фарфор, покрытый металлической глазурью, которая придает перламутровый отблеск.

Но больше всего привлекают внимание посетителей фигуры, созданные из кружевного фарфора. Каждый, кто впервые видит подобные экспонаты, думает, что эти пышные наряды надеты сверху на статуэтки. Но на самом деле они тоже фарфоровые и очень хрупкие, дотрагиваться до них не стоит – легко повредить.

«Создать легкость, воздушность из фарфоровой массы сложно. Хлопковую ткань пропитывали жидким фарфором и накалывали на деревянную основу. Когда еще не совсем застыло, мастер начинал сборку. Затем статуэтки отправляли в печь для обжига. Текстильное кружево сгорало и оставалось только фарфоровое. Никаких исправлений нельзя было сделать – если ошибся мастер, то нужно переделывать все изделие заново. В начале кружева получались очень хрупкими и ломались даже от прикосновения. Постепенно технологию совершенствовали. Нужно аккуратно обращаться с воздушными скульптурами, чтобы не повредить. Их перемещать и хранить очень сложно», – объяснила Елена Устинова.

Эта выставка особенно интересна, поскольку музей изобразительных искусств редко показывает фарфор, подобных выставок не было более 20 лет. Такие экспонаты непросто хранить и еще сложнее транспортировать. По словам Елены Устиновой, для упаковки одного подсвечника потребовалось не менее сорока минут. Перевозили ценные экспонаты осторожно на низкой скорости.

«Это уникальное явление увидеть в городе такую экспозицию западного фарфора, где всё началось. В России он появился намного позднее. Кружевной фарфор изготавливали только на Западе. Наши фабрики в такой технике не работали никогда. И на этой выставке мы всё можем увидеть. Это редкая возможность», – отметили в музее.

Ранее в Нижнем Тагиле открылась персональная выставка экс-мэра Валентины Исаевой. У каждого есть возможность немного ближе узнать самую известную женщину-политика в городе.

У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*