В магазине разбился телефон. Кто виноват?

«Муж с маленьким ребенком ходили в салон сотовой связи, выбирали телефон. Пока он разговаривал с менеджером, ребенок поскользнулся и ударился головой о витрину. Разились витрина и телефон. Директор салона грозится написать заявление на возмещение. Мы категорически не согласны, так как считаем, что они не обеспечили в салоне безопасность должным образом и нанесли угрозу жизни и здоровью ребенка. Стоит ли писать встречное заявление в полицию? Или все-таки нам придется возместить расходы, и виноват папа ребенка, который не уследил?»


(Евгения О.)


На вопрос отвечает адвокат адвокатской конторы №1 Наталья КОРЯКИНА:

– Момент передачи вещи имеет важное значение в договоре купли-продажи. Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда, в соответствии с законом, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. До этого момента все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением товара, лежат на собственнике данного товара, то есть на продавце.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Существует единственный способ заставить вас оплатить разбитый товар – в судебном порядке магазин должен доказать, что вы нанесли ущерб умышленно. Если продавец станет обвинять вас в таком умысле, напомните ему, что все это нужно еще доказать в суде. Главное – настаивайте на том, что данный товар стоял неудобно и вы абсолютно случайно его задели. И даже если это дело дойдет до суда, доказать обратное магазину будет практически невозможно. Следует отметить, что ввязываться в тяжбу магазин вряд ли захочет.

Давайте заглянем в Гражданский кодекс РФ, а именно в статью 459, речь в которой идет об ответственности продавца за товар, который еще не был продан. В ней сказано:

«Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».

Продавец полностью выполняет свои обязанности, когда выдает вам кассовый чек. Об этом нам говорит статья 493 того же кодекса: «Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи… договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату».

Но есть и другая сторона медали. Казалось бы, все верно: пока вы не оплатили товар и не получили чек, риск за порчу товара на вас никто не может переложить. Однако это не всегда так бывает. Пока вы не оплатили товар, вы не являетесь покупателем, и при причинении вами ущерба магазину против вас действует совсем другая статья — 1064 Гражданского кодекса РФ, которая говорит: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

Об этом же говорят Федеральные правила розничной торговли: «В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары». Поэтому магазин имеет право потребовать от вас оплатить испорченный товар, а если вы не согласны — добиться своего через суд. Иначе получается, что можно спокойно походить по магазину, поколотить товар и спокойно удалиться, не оплатив испорченное. Впрочем, в той же статье есть замечательный пункт: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».

Вина полностью лежит на магазине, если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, «горками» из товара. Если товар расположен на стеллаже неустойчиво и, взяв одну банку, вы разрушили всю конструкцию. Если в магазине мокрый пол и вы испортили товар, поскользнувшись. Если товар разбился, упав с ленты на кассе.

В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба.

Источник


1 комментарий

  1. Василий

    Магазин

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*