Татьяна Удинцева: «Тагильское учительство сохранило свои традиции»

О том, каким должно быть качественное образование и что готовит тагильским школьникам предстоящий учебный год, – наш разговор с начальником управления образования администрации города Нижнего Тагила Татьяной Удинцевой.

– В национальном проекте «Образование» определена главная цель российского образования – войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, а для этого необходимо внедрить новые методы обучения, технологии, которые будут мотивировать детей на хорошую учебу. Татьяна Аркадьевна, как вы оцениваете качество образования в Нижнем Тагиле?

– Сначала определим, что мы понимаем под качеством образования. Существует три типа индикаторов качества: функционирование образовательной системы в целом, характеристики образовательного процесса и, естественно, образовательные результаты школьников. Считаю, что качество образования в наших школах высокое. Остановлюсь на образовательных результатах.

Минувший учебный год был непростым и поставил перед нами много вызовов. Но, несмотря на это, результаты, которых достигли тагильские школьники, радуют. На 65% возросло количество призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников, на 12% увеличилось число выпускников, которые сдают ЕГЭ на повышенные баллы, и на 43% увеличилось количество победителей и призеров различных конкурсных мероприятий среди учащихся. Это действительно внушительные результаты, несмотря на то, что часть детей у нас учились в дистанционном режиме.

Тагильское образование характеризует и то, что наши выпускники конкурентоспособны, многие из них поступают после окончания школы в Удинцевойпрестижные вузы страны. Это тоже основной показатель качества работы наших педагогов!

– Как родителям оценить качество образования своего ребенка?

– Родители получают обратную связь в виде объективных оценок, которые имеют их дети. Кроме того результаты всероссийских проверочных работ позволяют родителям понять, все ли осваивает их ребенок и на каком уровне у него сформированы современные компетенции.

Но «лакмусовой бумажкой» для родителей должно стать понимание, чувствует ребенок себя успешным в учебной, творческой деятельности, и, может быть, в спортивной. Вот когда ребенок успешен – это для родителя показатель того, что он получает качественное образование. Качество образования характеризует и здоровье школьника.


Модернизация школ

– Вы сказали, что качество образования – это не только образовательные достижения школьников. Но еще и крепкая материально-техническая база школы, обеспеченность современным оборудованием. Какие условия сегодня созданы в образовательных организациях города для качественного обучения школьников?

– Модернизация проходит сегодня не только в школах, но и детских садах, в учреждениях дополнительного образования. Не без гордости могу сказать, что в образовательных организациях Нижнего Тагила удалось создать очень мощную современную образовательную среду.

Мы сегодня уже не мечтаем, у нас есть современные цифровые лаборатории по физике, химии, биологии. Так, например, в школе № 85 создана уникальная лаборатория для междисциплинарного обучения. И она единственная в Свердловской области! С помощью ЕВРАЗ-НТМК оснащаем кабинеты физики, химии для обучения инженерным специальностям и специальностям естественно-научного цикла. У нас созданы лаборатории для подготовки детей к участию в «Ворлдскиллс-юниор». Это тоже очень большое достижение. Есть комплексы в школах №75/42, 49. Современная астрологическая лаборатория действует в городском Дворце детского и юношеского творчества. В сельских школах открываются «Точки роста» для того, чтобы обеспечить равный доступ к современным технологиям. В этом году естественно-научный центр примет учеников школы №8 поселка Висимо-Уткинска.

В перспективе – создание школьного кванториума на базе политехнической гимназии, экостанции на базе станции юных натуралистов. Это все перспективы следующего, 2022 года.

В городском Дворце детского и юношеского творчества после ремонта будет создан IT-куб (конкурсный отбор мы уже прошли в министерстве) – современное пространство для воспитания юных программистов.

В образовательных организациях действуют восемь кабинетов робототехники, там используются 3D-принтеры, они есть даже в детских садах. Все это способствует развитию инженерной школы в нашем городе.

Учитель! Это звучит гордо!


– Образовательная среда, безусловно, определяет успешность школьника. Но, согласитесь, мало приобрести роботов или какие-то лаборатории, надо, чтобы учителя умели всем этим пользоваться.

– И это тоже показатель качества образования. Наши педагоги учатся, овладевают новыми компетенциями, новыми технологиями. Ни учитель, ни ученик в новой образовательной среде не могут оставаться прежними, нужно постоянное развитие. Наш бывший министр образования Валерий Вениаминович Нестеров говорил: «Если вы достигли совершенства, то вам уже нечего делать на этой земле». И я с ним согласна. Педагог должен повышать свое профессиональное мастерство. Без этого сфера образования не сможет развиваться, перестанет отвечать требованиям современности.

– Сегодня все говорят о кадровом дефиците, о катастрофической нехватке учителей.

– Да, кадровая проблема существует и в Нижнем Тагиле. Много педагогов сегодня работают с повышенной нагрузкой, на пределе возможностей. Поэтому проблема воспроизводства кадров – одна из главных, которую нам предстоит решить.

Первое, с чего мы начали, – это повышение престижа педагогической профессии. И я должна сказать спасибо главе города Владиславу Юрьевичу Пинаеву: наши педагоги, победители профессиональных конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям» (конкурс педагогов дополнительного образования) получают муниципальные денежные премии. В Нижнем Тагиле учрежден нагрудный знак «За верность педагогической профессии», который вручают лучшим педагогам города, посвятившим свою жизнь этому делу.

Второе направление, по которому мы активно работаем, – целевое обучение молодых тагильчан в педагогических вузах и колледжах. Город выделил средства для того, чтобы выплачивать стипендию ребятам, которые обучаются по целевому набору.

Третье направление – создание в школах педагогических классов. Этой работе будет посвящен этот учебный год.

И, наконец, приложим максимум усилий, чтобы конкурс «Учитель года» поддержали как можно больше тагильчан. Очень хочется, чтобы в будущем мы могли сказать: «Учитель! Это звучит гордо!», и чтобы чаще выпускники школ выбирали профессию учителя.

– По вашему мнению, какой он – учитель будущего?

– Когда проходил муниципальный этап конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Молодой педагог», аналогичный вопрос – какой он, учитель будущего? – мы задавали конкурсантам. И они все говорили: «наставник, катализатор, мотиватор, тактик, стратег». Это все о современном учителе, учителе будущего. Но самое главное, когда я спросила конкурсантов: «А вы какого учителя в своей школе помните?» Попросила вспомнить учителя, который для них был образцом, который позволил им выбрать профессию. Или дать характеристику учителю, которого они бы выбрали для своих детей. Все «навигаторы, наставники, катализаторы» ушли на второй план. На первое место вышел Учитель, который любит детей, который предан своему делу, имеет свой образ, свои ценности, который протянул бы в трудную минуту руку, стал бы для ученика настоящим путеводителем, который уважительно относится к детям. Вот это и есть современный и, надеюсь, будущий тагильский учитель.

– Молодым специалистам, которые придут 1 сентября в образовательные организации, будет оказана поддержка?

– Обязательно. И не только моральная. Так, в нашем городе молодой педагог получает 20-процентную надбавку к окладу, как если бы он был аттестован на первую квалификационную категорию. Выплачивается единовременное пособие из областного бюджета в размере 35 тысяч рублей, а в отдаленных школах – 50 тысяч рублей из бюджета города.

Вместе с нашим профсоюзом организуем работу «Школы молодого педагога». Помогают молодым специалистам адаптироваться в большой тагильской учительской семье и участники ассоциации молодых педагогов, педагоги-наставники. Так что можно не беспокоиться: ни один молодой специалист без поддержки не останется.

– Какие задачи предстоит решить тагильскому педагогическому сообществу в предстоящем учебном году?

– Их немало. Обеспечить безопасные условия образовательного процесса, высокое качество образования. Предоставить детям от 1,5 до 7 лет места в дошкольных образовательных учреждениях. Охватить как можно больше учащихся системой дополнительного образования: 76% детей от 5 до 18 лет должны заниматься в разных кружках. И, конечно, повышение квалификации педагогов, воспроизводство педагогических кадров, чтобы были учителя, которые будут работать завтра.

– Желаю вам, чтобы все планы сбылись. Татьяна Аркадьевна, с какими словами вы обратитесь к школьникам, их родителям, педагогической общественности накануне Дня знаний?

– Знания дают каждому человеку уверенность в себе, возможность реализовать свои способности. Хочу пожелать тагильским школьникам, чтобы каждый день учебы приносил новые поводы для гордости собой, своими школьными достижениями. Идите уверенно по дороге знаний! Благополучного вам года!

Родителям хочу пожелать, чтобы дети радовали своими успехами, добивались новых вершин. Конечно же, стать успешными дети смогут только с помощью любящих родных людей. Всегда оставайтесь для вашего ребенка надежным другом, помогайте ему в любой ситуации.

На протяжении многих лет сообщество тагильских педагогов выступает как единая команда, умеет слаженно и творчески работать. Учителя – это не просто люди, обучающие наукам, но еще и носители духовности и нравственного начала. Наша профессия не терпит равнодушия.

Всем тагильским учителям хочу выразить слова признательности за их труд. За то, что изо дня в день вы каждому из своих учеников дарите частичку себя. Вы даете знания, делитесь своим опытом, уделяете свое внимание и, в конце концов, дарите частичку своего сердца. Спасибо за ваш профессионализм, уникальный подход к каждому ребенку.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*