Много ли вы знаете докторов наук среди женщин? Единицы. Одна из таких уникальных особ – декан факультета естествознания, математики и информатики НТГСПИ Татьяна Валерьевна Жуйкова. В 30 лет стала кандидатом наук и возглавила кафедру. Уже в сорок «остепенилась» до доктора биологических наук. Степенности при этом не прибавилось: мы познакомились со скромной, обаятельной, легкой женщиной, невозможно умной и интересной собеседницей.
О таких часто говорят «замужем за институтом», Татьяна отдается занятиям со студентами и науке не в рамках учебных часов, а по горячему призванию, т.е. с утра до ночи.
Ломоносовским путем
– По-другому не могу, мне неинтересно, – говорит Татьяна. – Ставлю цель, преодолеваю трудности, доказываю, что все могу. Прежде всего, себе самой. Я же родом из лесозаводского поселка Черноярка в Серовском районе – тогда там жило две тысячи человек, сейчас поселок почти умер. Эти места и сейчас страдают от половодий, а раньше дома топило каждый год. Реки Сосьва и Каква выходили из берегов, мы передвигались на лодках. В 1988 году нашу сельскую школу окончили 17 человек и я единственная поступила в вуз.
Нижнетагильский пединститут окончила с красным диплом. Вообще за всю жизнь имела только две четверки – по русскому в школе и по неорганической химии в вузе. Пять лет жила в общежитии, мама ни разу не навещала – это и не принято было тогда. Это сейчас родители постоянно приезжают к студентам – проверяют, опекают…
Татьяна Жуйкова в кабинете ботаники.
Нас многих тогда оставили на кафедре – в вузе шла смена поколения. Поступила в аспирантуру при Уральском институте экологии, и снова пять лет общежития. Окончила учебу в 2000-м, параллельно защитившись на кандидата наук. Предлагали остаться в Екатеринбурге, но решила вернуться в Тагил. Было чувства долга перед родным вузом. И ни разу не пожалела. Поняла, что оптимальный для меня вариант – это совмещение науки и образования. Все знания, которые получаешь в ходе научных исследований, ты прикладываешь к преподавательской работе. Можно, наверное, учить студентов только по учебникам, а можно теорию наполнить примерами из практики нашей жизни, где множество проблем. Более того, преподаватель вуза развивается вместе со студентами, приобщая их к научному поиску. Чтобы и они несли этот дух и эту практику в школу. К счастью, сейчас это направление в чести, на нашем факультете есть отдельная дисциплина – организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. А ведь был период, когда институтская наука была в опале. Мне часто говорили: «Занимайтесь, но это будет удовлетворением ваших собственных амбиций!»
– Как при такой тенденции смогли защитить докторскую?
– Неимоверным трудом. Взяла полгода творческого отпуска. Поддержал институт наш легендарный ректор Владимир Иванович Смирнов. Семья, муж помогали всецело. Мама переехала ко мне, ведь дочка была маленькой. По неделям на улицу не выходила, написала 600 страниц по материалам исследований. Защита – в 2009 году, в ту пору на степень претендовали сплошь мужчины в солидном возрасте. А тут я – 38-летняя «салага», да еще из педвуза, пытаюсь встать с ними на один уровень.
Только 5-6 лет назад в министерствах поняли, что наука не может развиваться без вузов. Перекосы эти всегда у нас происходят. Сейчас, например, заданы критерии научной деятельности, которые периферийным вузам слишком сложно выполнять. Мы должны публиковаться в иностранных журналах, а работы такого уровня можно сделать на высококачественном дорогостоящем оборудовании. Мы сумели опубликовать более 20 статей по Тагилу в журналах, скоро выйдет монография.
Естественников спасает то, что работают в «поле». С 1996 года биофак взял основным направлением экологию – изучение устойчивости биосистем к техногенному стрессу. Площадка для исследований – стационарная, сам промышленный город, это позволяло проследить динамику. Но выводы биологов – тема для отдельного материала.
Вопреки «закону убывающего плодородия»
Сама структура института отражает ситуацию с кадрами. Физмат, химфак, биофак вкупе с информатикой объединены в одно целое.
– Востребована информатика, математика – меньше. Биологов в том году поступило 16, выпускается только пять – отсев. Когда-то это соотношение было 30 и 25.
Нам постоянно звонят из школ всего Северного куста, сообщают, что полный обвал с физиками, математиками, биологами… Мы же готовим кадры на весь северный куст. Прислали заявку даже из Ханты-Мансийска, где зарплата стартовая 92 тысячи. Некому ехать!
Причина – демографическая яма и сокращение бюджетных мест. Раньше их было 500-600, года два давали 180, сейчас увеличили до 360. Но когда этот набор доживет до работы? К тому же, отсев идет большой.
Экспонаты уникального вузовского музея уральских птиц и животных.
– Как отразится на ситуации послание президента – появился шанс исправить перекосы?
– Думаю, что до главы государства проблемы донесли во время конференции по проблемам русского языка, где говорилось и о бюджетных местах, о ЕГЭ и недостатках болонской системы. Не дозревают студенты до работы учителем за четыре года! Мы, кстати, в этом направлении уже переориентировались – вернулись на двойной бакалавриат с 5-летним обучением. Увеличили часы на практику. Пока многие выпускники педвуза в школу просто боятся идти – нет социальной и психологической закалки, практики. К тому же в школе сейчас очень много прав у родителей, а у учителей – почти никаких.
Лишь бы не получилось, что рекомендации Путина направят только на национальные исследовательские вузы, а региональным будет все так же трудно. И, допустим, количество мест бюджетных увеличат, вроде бы хорошо, но нужно понимать: а кто будет поступать? Мы нынче взяли всех, кто пришел, но база у ребят очень слабая. Это все результат неразумных реформ в образовании. Сначала все поставили на коммерческую основу. После мониторинга 2012 года начали сокращать количество вузов, причем государственных. Порезали сильные институты, в том числе наш. Предполагалось, что кандидаты наук пойдут из вузов в школы и поднимут их уровень. Да, много коллег ушло, но ведь это единицы по сравнению с потребностями школ!
Знаете, в природе есть закон убывающего плодородия: в почву попадает меньшая надземная часть растений – образуется меньше гумуса – снижается плодородие и, соответственно, падает урожай. Тот же процесс в нашей системе был запущен. Качество подготовки учителей снижается – падает качество школьного обучения. Школьники проходят в вузы по баллам, но часть их них не владеет знаниями, устной речью, навыком самостоятельной работы с информацией. Часто думают, что от сессии до сессии можно ничего не делать. Нас спасает балльно-рейтинговая накопительная система – она заставляет готовиться к каждому занятию.
В массе ребята не городские, из сел, малых городов. Они недостаток знаний быстро возмещают, поскольку намного трудолюбивее, старательнее, да и росли в более тяжелых условиях – мне ли не знать?
Студенты держат нас в тонусе. И среди всех есть звезды. В прошлом выпуске две девочки – Наташа Балыбердина и Аня Кривошеева – получили сразу по два красных диплома о высшем образовании, это бывает редко. Одновременно учились на профиле «биология и химия» и на профиле «экология». Одна удостоена стипендий президента и правительства РФ, вторая – стипендии губернатора. Обе пошли работать в школы. С Аней мы решили, что будем писать диссертацию. Сейчас на 4-м курсе есть девочка с сильной исследовательской жилкой, ей дорога в науку. Да и в целом, независимо от талантливости студентов, мы добиваемся результатов. Работая в дипломных комиссиях, я вижу, что наши дети нисколько не уступают качеством работ выпускникам центральных столичных вузов!
Во имя семьи
Слова «Упорство и труд» могли бы служить девизом на гербе всей семьи декана.
– Дочке Таисии – 14 лет, учится в 32-й школе, изучает несколько языков, с 5 лет занимается фортепиано в 1-й музыкальной – педагоги там уникальные! Дочь невероятно организованная. Сказывается воспитание бабушки.
Маме – 80 лет, она учитель математики до мозга костей – 45 лет стажа. Строит и дочку, и меня.
Силу воли и характер Татьяна проявляет не только в профессии. Решила, что нужно сбросить вес – рассталась с 20-ю кг. В этом году, воцерковленный человек, она стала закаляться холодом, чтобы окунуться в иордань. Исполнила, и не в Тагиле, а в Свободном, без массового ажиотажа, при 20-градусном морозе.
Спросила, есть ли дача или сад. Татьяна рассмеялась:
– Да, по этому поводу все знакомые надо мной смеются. Наша дача – в 240 км от города. Это наше «родовое гнездо» в Серове – большой дом с участком 18 соток. Летом там собираются четыре маминых сестры и два брата. Я все лето туда езжу вспахивать, поливать, вывозить урожай. Никто не хочет это место бросать.
И это понятно, есть ценности превыше рациональных расчетов – семья, труд, связь поколений.
Фото Сергея Казанцева