«Спасательный жилет» в море «классики»

В субботу, 16 марта, в большом зале Нижнетагильской филармонии пройдет очередной концерт «Филармонической академии» – последний в этом сезоне.

Каким стал этот проект за три года существования? Какие подарки ждут его участников? Как будет меняться «Академия»? Мы расспросили об этом у одной из авторов и ведущей проекта Ксении Шумаковой.

– Чем сейчас является филармоническая академия?

– Это цикл концертов, в которых слушатели вместе с ведущей бродят по оркестровой партитуре и находят самые главные, самые яркие и важные для понимания точки в произведении. Музыканты все это видят в нотах. А как быть слушателю? Он несется без руля и без ветрил по этому морю, и куда его вынесет – не понимает. А если человек чего-то долго не понимает, что происходит? Он устает. А потом вообще говорит: «Я не понимаю классику». Моя задача – выдать слушателю «спасательный жилет» и провести «инструктаж».

Когда Владимир Капкан, главный дирижер филармонии, пригласил меня в проект, я удивилась. Говорю, я же лекции читать не умею, а он: «И слава Богу». Поэтому не ждите готовой информации по шаблону из учебника. Все будем осваивать вместе, здесь и сейчас, в режиме онлайн. Плыть-то самим потом придется.

– Почему был придуман проект? Кто был автором, инициатором?

– Все тот же Владимир Иванович три года назад запустил проект для тех, кто не знает, как подступиться к классике. И желающие «покорять высоты» нашлись. На мой взгляд, люди не боятся, а просто не понимают, зачем им это нужно. Единицы хотели бы блеснуть знаниями в этой области. Нам важно расширить сферу применения классики в жизни людей. Мнение, что слушать классику – это некое элитное времяпрепровождение, для каких-то особенных людей, уже неактуально. Классика звучит везде! Мы ежедневно слушаем ее, даже не замечая этого.

Рекламу смотрим? А слышим, что звучит фоном, когда кот уплетает какой-то «супервкусный» корм? А это звучит фрагмент из балета «Коппелия» Лео Делиба! И мне интересно, что в этой музыке такого особенного, что сразу хочется пойти и накормить кота. Люди имеют право знать, почему классика влияет на них, чему можно у нее научиться, как применить для улучшения своего здоровья и настроения. А по чьей-то воле огромное количество людей отстранилось от этого богатства. Мы хотим восстановить справедливость!

– Наверняка, первые концерты филармонической академии отличались от тех, что проходят сейчас.

– Я веду «Академию» только с этого сезона. До меня это блестяще делали музыковеды Н. Емашева и Е. Ковтунова, педагоги с огромным опытом. Мне уже достался зал постоянных, хоть и немногочисленных, знатоков. Сейчас мы расширяем аудиторию, объясняем, что ставить двойки не будем. Наоборот, ваше незнание музыки – плюс. У вас в голове нет штампов, вы совершенно открыты для нового. И люди становятся более отзывчивыми, в финале аплодируют стоя.

– Может ли быть такое, что закончатся легкие и популярные музыкальные произведения, с которых хорошо начинать знакомство с классикой? И что тогда делать «Академии»?

– Этот вопрос меня очень порадовал. Знаете, почему? Потому что в «Академии» чаще всего звучат НЕ легкие и НЕ всегда популярные произведения, а люди все понимают. Значит, мы достигаем своей цели. Как говорил наш великий композитор Георгий Свиридов: «Простота – это сложность, в которую внесена ясность». Мы уже не одну симфонию по полочкам разложили. Это вообще высший пилотаж, ни в одной из известных мне филармоний такого нет, чтобы слушатели безо всяких музыкально-научных терминов понимали строение симфонии. У нас для этого есть особые приемы, но это секрет.

– Любой  человек может прийти на такой концерт?

– Возрастные ограничения у нас, как и в других филармониях, – 6+. Это, прежде всего, самим слушателям нужно, чтобы погрузиться в процесс. Маленькие дети не могут долго усидеть на месте – работают природные моторчики. А родители их усаживают, уговаривают, ругают. И бедный ребенок начинает думать, что концерт в филармонии – это какое-то злое место, где он чужой. А мы потом удивляемся, почему в зале молодежи мало. Да они еще не забыли «впечатления из детства»…

– Последний вопрос – по теме предстоящего концерта, где будут исполнены фрагменты оперы Глинки «Руслан и Людмила». Правда, что Глинка – это «Пушкин» для русской музыки?

– Пушкин – «солнце русской поэзии», то есть источник света, ясности, простоты и чистоты. Вот и Глинка стал этим светом для русских композиторов. Не стал копировать итальянцев, а пошел своим путем как первопроходец. За основу взял исконно русские напевы, добавил достижения западных композиторов и свой личный музыкальный гений. В этой опере столько неожиданностей, странностей, музыкальной фантастики, что не верится, что это в середине XIX века было написано.

«Марш Черномора», наверное, многие знают, а что сделало его популярным и что за зверь такой «целотонная гамма» – я расскажу в «Академии». И этот марш, и «Восточные танцы» из оперы часто исполняются как концертные номера. Но у нас же не просто концерт, а гид по музыкальному произведению. Поэтому к этим номерам мы добавим и другие фрагменты из оперы. И из всего этого соберем картину «былинной Руси» и расскажем про «дела давно минувших дней».

Вообще, «Филармоническая академия» создана для того, чтобы люди удивлялись и радовались при встрече с классикой, делали открытия и окрылялись.

Беседу вела Дарья СМОЛКИНА.

  

Фото с сайта филармонии.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*