Новости СМИ2
Подробный алгоритм действий нам помогли составить рекомендации Роспотребнадзора.
ПЕРВОЕ. Нужно немедленно сообщить о случившемся в аварийно-диспетчерскую службу (АДС) организации, которая является гарантирующим поставщиком электроэнергии (в Нижнем Тагиле это МРСК Урала Свердловэнергосбыт).
Если не знаете телефона, его подскажет оператор ЕДДС по единому номеру 112.
Сам факт «скачка» напряжения – это факт оказания услуги ненадлежащего качества, и он обязательно должен быть за¬фиксирован в акте о перемене напряжения с ука¬занием даты и точного времени. Поэтому важно сразу вызвать аварийную бригаду.
Сообщить о происшествии можно в письменной форме или устно (в том числе по телефону) – сигнал подлежит обязательной регистрации в АДС.
Если сотруднику АДС не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки. Правила требуют провести ее не позднее 2 часов с момента получения сигнала от потребителя, если не согласовано иное время. По окончании проверки составляется акт.
Кроме этого сразу после происшествия Роспотребнадзор рекомендует взять в свидетели соседей – это особенно важно, если придется обращаться в суд.
2. Написать запросы о причинах перепада напряжения в ресурсоснабжающую организацию и управляющую компанию (если живете в МКД). Заявления подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. О полученных в результате осмотра выводах потребителя должны уведомить в срок не позднее 30 календарных дней с момента обращения.
В письменном заключении от организации должно быть указано, кто несет ответственность за инцидент. Виновниками могут быть:
– энергоснабжающая организация, если причиной выхода из строя бытовой техники послужило «плохое качество» подаваемой энергии;
– УК или обслуживающая МКД организация, если неполадки обнаружатся в общедомовых электросетях. Причем, если пострадавший является собственником жилья, границы ответственности УК лежат до квартиры, если нет, организация отвечает и за внутриквартирные сети;
– третье лицо (подрядчик работ, соседи), если их действия привели к сбою в электрической сети дома.
.
3. Документально подтвердить убытки.
Для этого необходимы документы (заключение, акт, заказ-наряд или иной документ) сервисного центра о том, что ваша бытовая техника вышла из строя по причине скачка напряжения. Также необходим будет счет или чек, подтверждающий плату за ремонт сгоревшей бытовой техники.
Если вещи не подлежат ремонту, необходимо обратиться к услугам оценщиков, которые определят сумму ущерба, исходя из стоимости техники с учетом износа. Стоимость этой услуги необходимо впоследствии включить в исковое заявление.
4. Обратиться с письменной претензией к причинителю вреда имуществу для возмещения убытков в добровольном порядке. Срок удовлетворения 10 дней.
5. При отказе от добровольного возмещения вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, неустойки, судебных расходов, морального вреда, а также штрафа за неудовлетворение требований потребителя в досудебном порядке.
Кстати. Судебная практика последних лет показывает, что иски потребителей, связанные с подобными ситуациями, чаще всего удовлетворяются. В частности, в Первоуральском суде, где ответчиком был ПАО «Облкоммунэнерго», в Ревдинском суде, удовлетворившем иск пострадавших к третьему лицу – подрядчику капремонта МКД ООО «Термо Техника».
Причем, в Роспотребнадзоре подчеркнули, что потребитель не обязан доказывать причастность поставщика услуг к причинению вреда его имуществу. На этот счет есть Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2016 г. № 26-КГ16-12. Суд низшей инстанции отказался признать, что бытовая техника пришла в негодность из-за перенапряжения в сети, и потребовал от истца представить доказательства причинно-следственной связи события с действиями поставщика. Верховный суд отменил это определение и вынес другое решение: энергоснабжающая организация должна доказывать, что имущество повреждено не от скачка напряжения в сетях, а вследствие иных причин.