Складское здание, в котором работают художники, теряется среди других построек Гальяно-Горбуновского массива.
Находим дверь с небольшой вывеской, указывающей на то, что в этом помещении расписывают подносы.
На входе встречает Андрей Васильев. Он продолжает дело своего отца – работает с тагильскими подносами.
– Все организовывалось в 1991 году на заводе Куйбышева, там была камнерезная мастерская моего отца Виктора Васильева. Сюда мы приехали где-то в 2003-2004-м. Подносы начали делать с 2013 года, – рассказывает руководитель.
Миновав мрачный коридор, заходим в небольшую комнатку. За столами сидят мастерицы, перед каждой – палитра с масляными красками разных цветов.
Татьяна Божина работает на предприятии с момента его открытия. В руках художница держит термокружку, которую украшает традиционной тагильской росписью.
– На кисточку с заостренным концом, который называют «носочек», а тупой – «пяточка», набирается два цвета. Рос-пись маховая. Сразу расписывается все изделие целиком или даже несколько работ, – говорит Татьяна. – Все начинается с подмалевка. Делаем кружок, затем размещаем цветочную композицию. Каждый этап имеет свое название. К примеру: светлая сторона листьев, темная мелкая зелень.
– Расписываем без эскизов. Есть композиции, которые отработаны десятилетиями, их хорошо знаешь. В зависимости от настроения подбираешь колорит. Вот маки изображаю в традиционной технике, для них также набирается два цвета, – замечает она.
Марина Пальцева занимается сюжетной росписью. Работы выполняет в технике многослойной живописи.
– За 30 лет стажа уже не кажется сложным изобразить на подносе картину. Но все равно – своя техника. Надо, чтобы слой тонкий был, когда делаешь подмалевок. Кисточками все размазываешь, чтобы гладенько. Тонкое письмо, кропотливая работа. Первый слой просушиваешь, потом второй – прописываешь, затем – орнамент, – объясняет Марина.
На такой поднос уходит примерно два-три дня. В этой технике рисуют морские пейзажи, уральскую природу, виды Нижнего Тагила, натюрморты, портреты.
Надежда Лобанова старательно выводит кружочки на термосе. По задумке – это ягоды рябины. Она занималась росписью в молодости, но потом забросила.
Через 30 лет вернулась на производство подносов, а рука-то, оказалось, все помнит. У нее сохранилась манера письма, которая была в 80-90-е годы.
– Художница Любовь Маркус тоже специализируется на изображении рябины на изделиях. На ее подносах – ягодка к ягодке. А мастер лаковой росписи по металлу Ирина Смыкова получила специальное звание «Мастер народных художественных промыслов» Свердловской области, – добавляет Андрей Васильев.
Татьяна Богатова говорит, что ей нравится рисовать обычные цветы – луговые, садовые букеты. Работа ей приносит радость: всегда берешь новые сюжеты, цвета.
– Все живое – рука, кисть, цвет. Много цветов возьмешь на палитру – больше времени тратишь на поднос. Опять же, есть букеты, где красок мало. Раньше розаны были – буквально три розы и листья. Потом пошли мелкие цветочки. Живопись развивается вместе с жизнью. Если сравнить с прошлым, то гораздо сложнее: и в цвете, и по композиции, – замечает Татьяна Богатова.
На готовые изделия мастера добавляют орнамент. По завершении – на своих работах оставляют автографы.
– Мы от традиций не отступаем – двойной мазок. Даже если работаешь с чем-то оригинальным, все равно пишешь в традициях Тагила двойным мазком – светлым и темным цветом: «пяточка» и «носочек», – говорит мастерица.
Елена Каледина на производстве работает лакировщицей. Она обезжиривает металл, покрывает грунтом, зачищает его, наносит черную эмаль, а если она цветная, то еще и коптит.
– Получается заготовка под роспись. После того, как художники расписали, лицевую сторону покрывает на первый раз лаком. Следующая стадия – покрытие задника черной эмалью. Затем шлифует поднос, зачищает. Ставит печать предприятия и одновременно с двух сторон – финишным лаком. Если что-то не получилось, то снова шлифовка, и уже на третий раз – покрытие лаком, – описывает работу сотрудницы Андрей Васильев.
Елена Каледина удостоена звания отличника труда качества конкурса «100 лучших товаров России».
На предприятии расписывают не только подносы, а все, что имеет жестяночную поверхность.
Также в работе: фарфор, керамика, камень.
Мастера украшают рисунками чайные пары, термосы, термокружки, расчески, зеркала, сувениры, магнитики, брелоки, стеклянные и пластиковые новогодние шары.
Андрей Васильев отмечает, что планируется переезд производства тагильских подносов на новое место.
– Разместим тагильский поднос, камнерезное, берестяное производства. Хотим сделать место для проведения мастер-классов по росписи тагильского подноса, изготовлению бересты, еще музей современного подноса. Есть идея открыть музей поделочных камней, возобновить ювелирное производство. Здание позволяет такое сделать, но это очень затратно и трудоемко, – резюмирует Андрей Васильев. – Это будет музейно-выставочный комплекс. При производстве откроем магазин. Все в одном месте.