Сегодня Уралвагонзаводу (в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) исполнилось 86 лет. С первых дней работы нижнетагильское предприятие входит в число системообразующих. Оно и сегодня выполняет задачи государственной важности.
С заводских конвейеров – вагоносборочного и танкового – сходит современный подвижной состав и бронетехника. В адрес Министерства обороны отгружаются эшелоны с Т-90М «Прорыв», бронированными ремонтно-эвакуационными машинами БРЭМ-1М и другими специзделиями. И все это на фоне беспрецедентных экономических санкций, введённых против России и персонально против УВЗ.
Еще в 1930-х годах, когда только запускали первые производственные подразделения и налаживали выпуск железнодорожных изделий, на УВЗ поняли, что нельзя полностью полагаться на внешнего поставщика или иностранного партнера, лучше иметь свое. Именно поэтому в структуре предприятия и сейчас немало вспомогательных подразделений, которые обеспечивают основные производства многим: от метизов и оснастки до заготовок – и при необходимости занимаются адаптацией, разработкой и совершенствованием технологий.
В годы Великой Отечественной войны Уралвагонзавод стал самым мощным предприятием Наркомата танковой промышленности, изготовив более 25 000 танков Т-34. Здесь также делали артпередки, бронекорпуса для штурмовиков ИЛ-2 и другую продукцию для фронта. Более того, именно Уральскому танковому была отведена роль стать головным по производству «тридцатьчетвёрки», с которой он успешно справился. Целый ряд узлов, деталей и даже механизмов тагильскому КБ приходилось разрабатывать в нескольких вариантах, с учётом технических возможностей того или иного завода, производящего эту машину.
Первые серьезные экономические санкции коснулись Уралвагонзавода в годы холодной войны. Еще в конце 1940-х гг. западными странами был создан Координационный комитет по экспортному контролю, основной целью которого был строжайший надзор за соблюдением ограничений на поставку в Советский Союз современного оборудования. В 1970 – 1980-х гг. под запретом находились прежде всего металлообрабатывающие станки.
Несмотря на все ограничения, в послевоенные годы на Уралвагонзаводе были созданы танки семейств Т-54, Т-55, Т-62 и Т-72. Именно «семьдесятдвойки» составляли половину ОБТ Советской армии, а в армиях союзников и партнеров СССР они стали главной ударной силой. Экспортные модификации Т-72 Уралвагонзавод поставил в 16 государств мира.
Обеспечив армию спецтехникой, Уралвагонзавод принял участие и в создании ракетных вооружений. Начиная с 1953 г. здесь строились криогенные цистерны для перевозки жидких кислорода и азота на стартовые позиции ракет большой дальности. В Тагиле спроектировали и изготовили подвижный заправочный комплекс для ракет Р-7, в том числе и той, что 4 октября 1957 года вывела на орбиту первый искусственный спутник земли. В 1960-х годах тагильчане создали уже стационарные системы заправки ракет «Союз», а также боевых межконтинентальных ракет и многое другое. Продолжилось производство и подвижного состава, в том числе для северных и восточных районов с экстремально низкими температурами в зимнее время.
Всего за свою историю Уралвагонзавод выпустил более 100 000 боевых машин и более 1 000 000 единиц подвижного состава, сообщает пресс-служба УВЗ. И это абсолютный рекорд в мировом машиностроении.