Прощайте, художник! Умер Анатолий Неверов

В прошлую пятницу, 1 июля, ушел из жизни Анатолий Глебович Неверов – выдающийся тагильский скульптор, монументалист, педагог, член Союза художников России.


Обладатель наград самой высокой степени: нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации» (2005); золотая медаль Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство» за большой вклад в развитие художественного творчества в России (2012); дважды лауреат премии главы города Нижний Тагил в области искусства; государственный стипендиат в области изобразительного искусства и министерства культуры Свердловской области (2016).

С именем Анатолия Глебовича Неверова связано развитие монументального искусства не только в Нижнем Тагиле, но и во всем Уральском регионе. В Нижнем Тагиле он стал автором пяти памятников, установленных на центральных улицах и площадях города: воинам-железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1978), первым комсомольцам Нижнего Тагила напротив кинотеатра «Современник» (1981), строителям, ушедшим на фронт (1989), воинам-интернационалистам – участникам локальных войн планеты (1999), сотрудникам органов внутренних дел (2002).

Мемориал воинам железнодорожных войск, погибшим в годы Великой Отечественной войны (архитектор В.Н. Гусевский), выполнен на народные средства к 100-летнему юбилею Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги.

Яркое образное решение мемориального комплекса, ставшего для автора не только первым, но самым любимым монументальным сооружением, свидетельствует о том, что А.Г. Неверов уже в начале своего художнического пути явился ярким представителем поколения советских скульпторов, в творчестве которых в 1970-е гг. происходили принципиальные изменения.

Это выразилось в соединение архитектурного и изобразительного начал, в предпочтении однофигурным решениям – пространственных композиций. Эти изменения также заметны в отказе от описательной пластики и в противопоставлении поверхностной патетике и парадности изображения суровых будней войны. Уже тогда, в конце 1970-х, творчество А.Г.Неверова утвердило его как одного из ведущих и современных мастеров монументальной скульптуры.

По прошествии времени понимаешь, что главный вопрос, который стоял перед скульптором – это каким должен быть памятник, достойный ушедших на войну и трудившихся на победу в тылу. Свой замысел Анатолий Глебович пояснял так:

– Годы незабываемых военных будней, героических страниц тружеников тыла, судеб народных, ставших вечными – во имя их этот памятник, о них эта память.…форма, установленная на пяти пилонах-шпалах, в виде куска рельса с высоким рельефом, который словно «разрывает» тесное пластическое пространство, создает атмосферу напряженности, преодоления, неимоверных трудностей.

29 октября 1981 года, в День рождения комсомола, был открыт памятник, посвященный комсомолу, на одной из центральных площадей города перед кинотеатром «Современник». Композиционной основой памятника послужила строчка «Дан приказ: ему – на запад…» из песни Дмитрия и Даниила Покрассов на слова Михаила Исаковского «Прощальная комсомольская».

И скульптуры ориентированы в пространстве площади на запад и на восток. Они выполнены из бетона и «одеты медью» методом выколотки медных листов по уже готовой скульптуре. Скульптор Анатолий Глебович Неверов за работу над памятником комсомольцам гражданской войны был удостоен звания лауреата премии Свердловского обкома ВЛКСМ в области литературы и искусства в 1982 году.

В 1995 году Союзом ветеранов Афганистана, администрацией города Нижний Тагил и администрацией Ленинского района был объявлен региональный открытый конкурс на создание памятника солдатам, погибшим в локальных войнах планеты. Всего на конкурс было представлено около полусотни работ, но только восемнадцать прошли во второй тур. Победителем стал тагильский скульптор Анатолий Глебович Неверов.

Фигура воина-интернационалиста высотой 3,65 м отлита из бронзы. На боковых стелах красного гранита высечены имена солдат-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты.

Интересно художественное решение памятника – фигура солдата с опущенной в скорбном поклоне головой, с беретом в левой руке – представлена обрезанной по колено на постаменте, который выполнен в виде четырехгранной пирамиды, покоящейся на круге, разделенном на четыре сегмента, символизирующих землю.

Четыре сегмента в основании постамента образуют крест, на котором было «распято поколение» воинов-интернационалистов. Поза солдата, словно бредущего по броду, породила в народе второе, неофициальное название памятника «Брод в неизвестность».

Анатолий Глебович прожил длинную, насыщенную жизнь… Важным для него всегда был уральский поселок Басьяновский, что под Нижней Салдой, – не просто место рождения, но место постоянного притяжения, питающее его душу и мысли, родившее в нем тягу к искусству. Его личность формировали родные и учителя, а ими были образованные люди – сосланные на Урал спецпереселенцы, а еще необыкновенно красивые места вокруг…

Именно там развились в нем необыкновенная тяга к рисованию и лепке, и кем стать в жизни, уже тогда было определено. Важные вехи в творческой биографии – учеба в Уральском художественно-промышленном училище, Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.Мухиной на факультете монументально-декоративной скульптуры, «рождение» памятников и их установка не только в Нижнем Тагиле, но и во многих городах области…

И огромное общественное признание скульптора-монументалиста (автор 12 памятников), председателя Нижнетагильской организации Союза художников России, педагога, человека-мыслителя Анатолия Глебовича Неверова.

Художник всегда обостренно чувствовал время, сохраняя ощущение общественной востребованности. Жил… любя людей, любя жизнь… и словно следовал замечанию любимого им уральского писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка – «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец – вот где жизнь и настоящее счастье».

А еще Анатолий Глебович ни на минуту не оставлял заветной мечты: установить в сквере драматического театра памятник Д.Н.Мамину-Сибиряку.


Научные сотрудники Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*