Премьера в Новом молодежном театре. Тагил через истории обычных людей. Впечатления первых зрителей

«Говорит! Тагил» – это не спектакль, а штрихи к портрету города и его жителей. На сцене Нового молодежного театра, действительно, все постоянно говорят. Иногда даже слишком много.

И делают это на фоне неба, возле огромного постамента памятника изобретателям Черепановым, которые стоят в шапке-невидимке то ли из облаков, то ли из местного дыма.

Возрастное ограничение для зрителей 16 +.

Видимо, потому, что сюжета здесь нет, но есть три темы: любовь, смерть и дым, о которых люди на сцене говорят достаточно откровенно. Четко прописанных ролей с текстами тоже нет, каждый имеет право на импровизацию, во всяком случае, так было сказано публике. Это «мультижанровый живой спектакль», и истории героев могут меняться.

Впечатления первых зрителей не просто противоречивые, они в диапазоне от безудержного восторга и «мурашек» до резкого неприятия. Значит, режиссеру, екатеринбуржцу Антону Бутакову, и актерам удалось главное – их театральное детище обсуждают, хвалят, критикуют, о нем спорят, и оно претендует на всеобщее внимание взрослого населения старше 16 лет.

Часть «Тагил! Любовь», судя по откликам, хорошо приняли представители всех возрастов. Искренние, трогательные, романтичные, ироничные, грустные, иногда грубоватые истории первой любви похожи на яркую мозаику, объединенную строчками из монолога одного из героев, очень подходящими для пафосного статуса на личной странице ВКонтакте или «Одноклассниках»: «Любовь неизбежна, как смерть, только приходит раньше». Кстати, о соцсетях здесь вспоминали постоянно, приводя свои примеры. И многие в зале сразу поверили – актеры рассказывают про себя, не играют, а открывают посторонним людям душу.

«Тагил! Смерть» – это личные и городские трагедии, черный юмор. К этой теме у каждого свое отношение из-за возраста, жизненного опыта, случившихся потерь, общего эмоционального состояния, поэтому данная часть постановки понравилась не всем. Но дело тут не только в субъективном восприятии, ведь монолог о дедушке, на память о котором у семьи не осталось даже фотографии, лишь фамилия в общем списке на мемориале площади Славы, высоко оценили и молодые зрители, и возрастные. Да и к фрагменту об авиакатастрофе на Театральной площади 9 мая 1993 года люди в зале отнеслись с особым чувством.

А меня смутили два нюанса в историях про смерть в Тагиле. Во-первых, не всем людям в зале была понятна взаимосвязь между полуобнаженными мужчинами и женщинами в простынях, которые пели и пили под вывеской «Лыжная база. Баня», и большими черными мешками, появившимися потом вместо них на сцене. Возник вопрос: «И что это было?» Поэтому другие зрители вынуждены были им объяснять, что в феврале 1997 года в Нижнем Тагиле произошли криминальные разборки, названные в СМИ «Кровавой баней», убиты восемь человек, бурно отмечавших праздник в сауне на лыжной базе.

Ну и осадок оставила сценка под вывеской «ДК УМС», в которой стилизованные советские труженики, улыбаясь, появлялись в рамках-портретах с траурными ленточками на уголке. Тем более что перед премьерой я спросила у нескольких человек в фойе театра, знают ли они, когда появилось здание, в котором располагается театр. Точную дату, к сожалению, не назвал никто, а ведь его построили в 1936-м, то есть 85 лет назад, можно сказать, что юбилей. Открытие клуба инженерно-технических работников состоялось в 1937-м, а когда клуб перешел к Уралмашстрою, его стали называть УМС. Но это так, к слову, ворчание жителя Вагонки, которому кажется значимым все в своем районе.

Часть «Тагил! Дым» началась с экологических проблем, а завершилась общими примиряющими посиделками у походного костра. И это было логично.

Для тех, кто еще только собирается пойти на премьеру и выбирает билеты, раскрою один секрет: зрители первых и последних рядов видят то, что происходит на сцене, по-разному. У тех, кто сядет рядом со сценой, есть возможность видеть глаза актеров, слышать их дыхание, становиться участниками некоторых эпизодов, но они могут пропустить часть пояснительного текста, который периодически появляется над сценой на экране. Это указание места действия: Театральная площадь, «Форум», набережная Тагильского пруда, новый мост, конкретный адрес на Вагонке, где живет девушка Яна, не пожелавшая выйти к своему воздыхателю, поэтому вызывать ее из дома придется всему залу… На последних рядах прекрасно видно всю картинку, можно одновременно следить и за актерами, и за текстом, но иногда возникает ощущение, что смотришь стендап по телевизору.

Перед премьерой в интервью режиссер говорил, что хотел показать Нижний Тагил не только как город танков, Черепановых, Демидовых, разных достопримечательностей, но и, в первую очередь, через истории обычных людей, его жителей. Удалось ли ему это? Судить зрителям. Большинство молодой публики в восторге от нового формата. Будет интересно происходящее на сцене и родителям юношей и девушек, педагогам, для которых откровением могут стать даже не сами озвученные истории, а отношение к ним молодежи на сцене и в зале.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*