Почетный гражданин Нижнего Тагила Алла Пислегина

Искреннее уважение к городу и людям


Работа журналиста во многом хороша тем, что ты чаще других общаешься с интересными людьми. И особенно приятно, когда получаешь задание написать про действительно замечательного человека, с которым знаком много лет.

Аллу Пислегину хорошо знают и сотрудники тагильских музеев, и местные краеведы. Коллеги отмечают ее фанатичную преданность профессии, готовность работать без выходных на благо общего дела, упорство, целеустремленность и подчеркивают, что она человек энциклопедических знаний.

При этом очень много читает художественной литературы, посещает премьеры в городских театрах и концерты филармонии.

В ее официальной характеристике, составленной руководством предприятия, есть такие строки: «А. В. Пислегина высокопрофессиональный, опытный специалист, творческий человек, грамотный организатор, хороший стратег, руководитель, умеющий брать на себя ответственность за порученное дело. Основными направлениями в работе музея считает сохранение индустриальной культуры Уралвагонзавода, сбор, научное описание и популяризацию памятников науки и техники, социальной истории корпорации, формирование ее положительного имиджа в обществе».

По ее инициативе работает автоматизированная информационная система «Архив музея», создан исторический хроникальный каталог по Уралвагонзаводу и Дзержинскому району, она автор двух десятков книжных изданий и буклетов, около 90 научных и информационных статей.


Историю всегда любила

– Как начинался Ваш трудовой путь? Почему решили связать свою судьбу с музеем промышленного предприятия?

– Историю всегда любила. Хотя изначально у меня были два серьезных увлечения – музыка и история, и поступать я планировала в музыкальное училище, готовилась к этому.

Но за месяц до поступления изменила свое решение и после окончания школы № 86 подала документы в Уральский государственный университет на исторический факультет.

При поступлении мне не хватило полбалла, хотела забрать документы, но преподаватели запомнили мои ответы на экзаменах и убедили пойти на заочное отделение, устроившись работать в какой-нибудь архив. Так осенью 1976 года я пришла работать на Уралвагонзавод. И не жалею об этом.

– Но почему на промышленное предприятие, в цех?

– Мы живем в Дзержинском районе, он особенный. И жители Вагонки перед поездкой в центр Нижнего Тагила до сих пор говорят – «поехали в город», хотя прошло уже больше 80 лет, как был создан район, выросло ни одно поколение.

Вагонка неразрывно связана с Уралвагонзаводом, на предприятии работал мой отец Владимир Николаевич Воробьев и всегда этим очень гордился.

Много рассказывал о товарищах, о заводских проблемах. Он и посоветовал пойти в архив инструментального цеха. А через год уже не хотелось уходить с завода, хотя мне предлагали перевестись на дневное отделение в университете. Мне все понравилось: работа в коллективе,

чувство товарищества, взаимовыручки, люди на заводе – такие умные, грамотные, талантливые.

– А Вы потом все-таки ушли в музей…

– Технический архив цеха локальный, а после окончания университета хотелось большего, работы с историческими документами. Я знала, что во Дворце культуры имени И. В. Окунева есть музей и пошла.

Мне повезло, ведь туда устроиться сложно, люди держатся за свои места, работа здесь интересная.

Много происходило встреч с потрясающими людьми. Я помню, была фрезеровщица Алевтина Суклетина.

Знаете, как она интересно говорила о своей профессии? Так поэтично рассказывала, как с помощью ее станка можно превратить кусок металла в сложную фрезу!

А еще она не имела высшего образования, только среднее школьное, но всем заочникам и вечерникам, каких в инструментальном цехе трудилось очень много, проверяла курсовые и дипломные работы, расставляла знаки препинания, выправляла фонетику.

Не могла объяснить, почему так надо, но знала как правильно, у нее было врожденное языковое чутье. Это рабочая элита.

А сколько тогда работало пожилых авторитетных мастеров, начинавших трудиться на предприятии еще до войны или в годы Великой Отечественной.

Они досконально знали станочный парк, сложнейшие инструменты, технологии, их с уважением называли просто по отчеству – Петрович, Степаныч…

– Каким стало начало работы в музее предприятия, ведь случались открытия, что-то особенное?

– В музей я пришла работать в 1983-м, а в 1984-м первый производственный цех завода – цех колес Гриффина праздновал 50-летний юбилей.

Он выпускал чугунные цельнолитые колеса не только для УВЗ, но и для других заводов страны, был единственным и играл ключевую роль для железнодорожного транспорта.

Мы устроили цикл «круглых столов» для ветеранов разных поколений. Цех особенный, туда изначально принимали комсомольцев и коммунистов, людей социально активных, романтично воспринимавших индустриализацию. Они рассказывали о предприятии, о кружках ликбеза в цехе.

В 1985-м мы провели цикл юбилеев других цехов. Там была уже другая публика. Например, цех мелкого стального литья пустили в 1935 году, пришли на встречу в музей те, кто его строил, а это – спецпереселенцы.

И меня больше всего поразило их глубоко патриотическое отношение к своей Родине. Помню одна женщина, простая формовщица, сказала: «А что бы делали в 1941-м, если бы мы не построили и не пустили этот завод?». Меня это поразило.

Раритеты из раритетов

Про экспонаты своего музея Алла Владимировна может рассказывать часами, помня даты их поступления и мельчайшие подробности. И ей сложно сразу ответить, какой из них самый-самый, ведь в фондах около 50 тысяч единиц хранения, большинство из которых уникальные.

– Особенный экспонат? Их много. Мы очень дорожим тем, что у нас есть автомат сварки под слоем флюса 1942 года, один из первых. Отдел главного сварщика, его руководство помогли нам сформировать коллекцию сварочного оборудования, поэтому в музее бронетанковой техники есть и автомат трехфазной сварки бронекорпусов танков Т-55, Т-62, Т- 72, Т- 90.

Раритет из раритетов – огнеметный танк Т -34. Он был поднят поисковиками со дна озера в Подмосковье и поступил к нам 2000-м. Машина в полной сборке. Сейчас такие есть только в четырех музеях России.

Танк изначально доставили в подмосковную Кубинку, на центральный бронетанковый полигон. Я как раз там работала в командировке, собирала материалы. Мне показали эту машину, но передавать в тагильский музей не спешили.

Только с помощью начальника главного бронетанкового управления Министерства обороны РФ, генерала Сергея Маева были оформлены все документы и литерным поездом нам доставили танк. Это большая удача.

– А как появилась идея создания на базе музея огромного комплекса с выставочными залами, экспозицией бронетанковой техники?

– Идея принадлежит генеральному директору Уралвагонзавода с 1981 по 1989 годы Вениамину Сотникову. В 1986-м по его указанию построили музей бронетанковой техники на территории завода, тогда он числился как выставка готовой продукции, по-другому было невозможно. А 11 октября 1986-го на улице Юности организовали выставку вагонной техники.

– Для жителей Вагонки музей УВЗ нечто большее, чем ведомственное подразделение, его воспринимают как музей всего Дзержинского района. Люди часто обращаются с вопросами? Что запомнилось за десятилетия работы?

– Да, нельзя разделить Вагонку и Уралвагонзавод. Вопросов много бывает. Например, поспорили люди: был ли фонтан на аллее возле Дворца имени И. В. Окунева, звонят нам, чтобы рассудили. Отвечаем – фонтан был, сохранилась даже фотография. Но самыми запоминающимися стали вопросы от туристов.

В 1990-х к нам приехала группа, которую я запомню на всю жизнь. Это – немцы, старики, участники Второй мировой войны, воевавшие на восточном фронте. Под занавес своей жизни они приехали на Урал, чтобы посетить места захоронения немецких военнопленных.

А у нас же был такой лагерь и кладбище. И они не понимали: «Как вы могли выпустить танков больше, чем мы? Наши заводы не переезжали, как ваши». Их все поражало, особенно цифры – сколько выпущено танков.

– Вы любите родную Вагонку, это все знают. А что для Вас город Нижний Тагил?

– Нижний Тагил – моя Родина, город, в котором я родилась и выросла. И я испытываю искреннее уважение к его людям и истории.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*