Только 3966 инвалидов выпускаются квалифицированными специалистами.
Людям с особенностями трудно живется в России. При этом, самой сложной проблемой для большинства инвалидов является получение высшего и среднего специального образования.
Только в 2021 году, по данным Федеральной службы государственной статистики России на обучение по программам высшего образования принято около 8763 студентов-инвалидов.
В организациях среднего профессионального образования 9755.
При этом, общая численность студентов-инвалидов, получающих высшее профессиональное образование, около 28321 студентов-инвалидов.
А в учебных заведениях среднего профессионального образования числится около 30041 студентов, имеющих инвалидность.
И лишь 3966 студентов выпустилось из вузов квалифицированными специалистами.
В то время, как по образовательным программам среднего профессионального образования выпустилось не больше 5235 студентов-инвалидов.
В чем-же причина такого низкого уровня спроса на получение высшего образования у людей с ОВЗ и какие образовательные организации высшего образования готовы брать и обучать азам профессионального мастерства людей с инвалидностью? Давайте разбираться…
«Замкнутый круг»
Обязательным и неотъемлемым условием для поступления должно быть наличие “доступной среды”.
Здание должно быть оборудовано специальными пандусами, подъемниками и другими техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ людям с ограниченными возможностями в институт для посещения занятий.
Но тут возникает очень серьезная проблема.
Федеральный закон от 24.11.1995 года: «организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: Условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».
А поскольку многие здания, где располагаются сами институты имеют исторический статус, то какие-либо реконструкционные работы невозможны без официального разрешения соответствующих органов.
Существует и другая проблема, связанная с финансированием.
Многие вузы не могут позволить себе обеспечить пандусами и подъемниками здания из-за урезанного бюджета и не хватки денежных средств.
Таким образом, образуется замкнутый круг проблем.
Государство перекладывает ответственность по обустройству доступной среды для инвалидов на вуз, а у вуза нет нужных выделенных средств для обустройства этой доступной среды из-за урезанного финансирования.
Вопрос доступности получения среднего и высшего образования людьми с ОВЗ поднимался на заседании совета по вопросам попечительства в социальной сфере.
По словам вице-премьера Татьяны Голиковой инфраструктура средних и высших учебных заведений остается неразвитой для обучения людей с ОВЗ и инвалидностью.
Также по мнению вице-премьера необходимо разработать комплексный план мероприятий по доступности профессионального высшего образования и профориентации детей инвалидов и людей с ОВЗ.
«Недоступные цены»
Для людей с ограниченными возможностями в движении особенно востребованной остается дистанционная форма обучения, т.к. нет необходимости посещать занятия в очном формате, а все задания и тесты выполняются и сдаются удаленно.
И большинство вузов за последнее время открывают все больше профессиональных дисциплин с применением дистанционных технологий.
Но даже при обучении дистанционно есть сложности.
Скидок или каких-либо льгот для дистанционного обучения в большинстве вузов, даже для людей с ОВЗ и детей-инвалидов нет.
Цены за дистанционное обучение варьируются от 41000 до 64000 тыс. рублей.
И многие инвалиды, проживающие на минимальную социальную пенсию, не могут себе позволить получить высшее образование из-за недоступности цен на обучение.
Владислав КОНЮХОВ.