Наставник для Пашки

Любому ребенку нужны забота и внимание. А еще нужен взрослый человек, который станет для него примером, поможет в трудной ситуации и которому можно доверить свои секреты. Далеко не каждому малышу повезет встретить такого.

Не было бы счастья

С любовью и тревогой Людмила Васильевна посмотрела на внука, когда он вошел в комнату, в которой его уже ждали незнакомые люди. Немного испуганно и настороженно Паша поздоровался с гостями, а в его взгляде застыл вопрос: неужели снова начнутся расспросы о недавних похождениях, вроде бы ничего криминального не было. Но больше всего ему не хотелось потом, вечером, слушать нравоучения бабушки, соглашаться с ней, что пора изменить свое поведение, начать учиться…

Он все же любит ее, потому что она его семья, родной человек, который заботится о нем.

Мать нигде не работала, родила Пашу в 15 лет. Когда мальчику исполнилось чуть больше трех, отец был осужден и умер в местах не столь отдаленных. Спустя семь лет в семье было уже четверо детей.

Убогая, грязная квартира, в которой до недавнего времени жил Паша, находится на окраине города. Мать, увлекающаяся спиртными напитками и наркотиками, часто поднимает руку на детей, сопровождая свое «воспитание» нецензурной бранью. В квартире постоянно незнакомые люди, многие из которых остаются ночевать.

Пьянки, новые «папы» – в такой обстановке пришлось расти Паше с младшими братьями и сестрой. Попытки бабушки Людмилы Васильевны воздействовать на дочь результата не приносили: та не открывала дверь, не отвечала на телефонные звонки, постоянно меняла номера телефона. Все социальные льготы и выплаты, причитающиеся многодетной семье, уходили на алкоголь и, не исключено, наркотики.

Ситуацию исправила трагедия: правильно говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. В середине августа прошлого года в квартире, где жила семья, произошел пожар: Светлана, находясь в состоянии сильного опьянения, не потушила сигарету. Хорошо, что никто из детей не пострадал, но квартира оказалась непригодна для проживания. Особенно малолетних детей.

Это и позволило бабушке забрать детей к себе. С тех пор мать о них забыла.

А у Паши с братьями и сестрой появился дом, в котором нет опасности, где их ждут.

Как отбиваются от рук

В каждой семье причина несчастий своя. В семье Людмилы Васильевны, как она сама считает, причиной стал ее развод с мужем. Отец Светланы ушел из семьи, когда она училась в седьмом классе, брат был чуть помладше. Светлана тяжело переживала развод родителей, считая, что во всех ее неудачах виноваты именно они. А вот друзья на улице ее понимают и поддерживают. «Так и отбилась от рук», – сокрушается сегодня Людмила Васильевна.

Вот уже девять месяцев Паша, его братья и сестра живут у бабушки. Младший пошел в детский сад, средний брат и сестра ходят в новую школу, что рядом с домом. Только Паша категорически отказывается сменить образовательное учреждение, окружающую обстановку, друзей. Уроки можно и прогулять, а расстаться с приятелями, которые всегда поддержат, – сложно. За годы беспризорного Пашиного детства сформировалась сплоченная команда подростков-хулиганов.

С другими детьми у Людмилы Васильевны серьезных проблем не возникает. А вот с Пашей – беда: не слышит он бабушку, уговоры не действуют. Правда, домой приходит вовремя, помогает по хозяйству, не грубит. А вот учиться не желает, особых увлечений тоже нет. Разве что улица, на которой он вырос, да компания таких же подростков из неблагополучных семей, как и он, главное развлечение которой – мелкое хулиганство. Не специально. По привычке.

Сегодня Людмила Васильевна всеми силами пытается вернуть Пашу к нормальной жизни. Но как изменить поведение подростка, которое отличается немотивированностью и необъяснимостью, скорой забывчивостью данных обещаний, отсутствием интересов и увлечений, кроме одного – улица?

Нужен наставник

Чтобы не возникло ошибочного мнения: эта публикация не для поиска виноватых. Семье, конечно, нужна поддержка и в этом доме будут рады любой помощи.

Но главное – взяв на себя воспитание внуков, бабушка боится из-за занятости и проблем упустить что-то в воспитании Павла.

Подростку нужно «влиться» в какой-то нормальный коллектив, чтобы кроме улицы появились полезные интересы. Например, спорт. Есть в нашем городе тренера-наставники? Отзовитесь!

Главный смысл наставничества – провести подростка «над пропастью», по «бездне», помочь ребенку в развитии и нахождении своего места в жизни. Сегодня о развитии наставничества заявлено даже на федеральном уровне – в рамках национального проекта «Образование», предполагающем, что программы наставничества помогут решить проблемы детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, научат преодолевать трудности, с интересом и пользой проводить время.

На этапе взросления подросток сталкивается с множеством проблем: от смены ценностей и конфликтов с родителями до поисков себя и расширения круга общения. Что может сделать школа, чтобы этот период прошел без трудностей – как для ребенка, так и для окружающего мира? Одно из возможных решений – программа наставничества в образовательной организации.

Сегодня они начинают действовать в школа, причем к их реализации привлекаются не только учителя, но и студенты высших учебных заведений, состоявшиеся в жизни взрослые. Школы приглашают к общению с трудными подростками успешных выпускников, готовых поделиться своим опытом и профессиональными навыками на безвозмездной основе. Зачем им это? Кто-то таким образом благодарит альма-матер или повышает собственную значимость. Наставники могут работать самостоятельно под контролем куратора программы — например, проводить лекции или приглашать ребят на производство, а могут использовать методику, разработанную педагогами и психологами. Таким образом, тем самым «значимым» взрослым не обязательно должен стать учитель-предметник или классный руководитель. Наставник в школе — это помощник на пути выстраивания гармоничных отношений и углублению в ту самую индивидуализацию, которая сейчас требуется от школ.

Надеемся, что постепенно у Паши появится друг и старший товарищ. А со временем наставник станет значимым взрослым и авторитетом для своего подопечного.

В нашей истории все имена героев изменены, временные рамки не совпадают с действительными. Тем, кто желает помочь ребенку, волонтерам-наставникам необходимая информация будет предоставлена в редакции.

Мнение эксперта

Наталья ЮРЛОВА, руководитель муниципальной службы практической психологии:

Ситуация неблагополучия приводит к нарушению полноценного развития детей. Очень часто дети живут в семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой. Ребенок из семьи, находящейся в социально-опасном положении, обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, агрессивности, замкнутости, озлобленности, отсутствии интереса к обучению.

Для решения различного рода проблем, с которыми сталкиваются семьи с детьми, на помощь приходят специалисты. Их основная задача — активизация действий самих членов семьи. Важно вовремя провести работу с «ресурсами» каждого члена семьи, работать над мотивацией и целеполаганием.

В связи с этим открываются и работают учреждения, деятельность которых направлена на оказание помощи и поддержку несовершеннолетним и их семьям, попавшим в социально опасное положение.

В любой трудной жизненной ситуации ни ребенок, ни взрослый не должны оставаться в одиночестве. И в нашем городе есть несколько центров, которые могут помочь родителя или лицам, их заменяющим, в воспитании ребенка, а также самому ребенку.

Так, в Нижнем Тагиле работает центр «Детское психическое здоровье», который находится на улице Космонавтов, 31а. Там можно пройти обследование, получить лечение, коррекцию определенных характерологических особенностей.

Действует муниципальная служба практической психологии, специалисты которой могут оказать консультативную помощь детям и их родителям (лицам, их замещающим). Запись на прием проводится по телефону: 43-47-88.

Успешно работает некоммерческая организация «Центр семейной терапии и консультирования», ее сотрудники неоднократно получали президентские гранты для организации работы с детьми-подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию. На базе этого центра действуют различные объединения по интересам, можно пройти терапевтическое лечение, терапию травм, получить индивидуальную консультацию.

В каждом районе города действуют реабилитационные центры, в которых работает педагог-психолог, оказывающий помощь не только детям, но и родителям (лицам, их заменяющим).

Принимают педагоги-психологи и в детских поликлиниках, которые имеют статус «клиника, дружественная молодежи».

Все перечисленные организации и специалисты оказывают услуги, организуют работы с детьми БЕСПЛАТНО.

Иллюстрация Петра УПОРОВА.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*