Нижнему Тагилу повезло, город внезапно получил шикарный подарок – восстановленную исследователями из Санкт-Петербурга биографию тагильчанина Николая Привалова, известного в царской России общественного деятеля, собирателя народных инструментов, горного инженера, игравшего в знаменитом Великорусском оркестре Андреева на гуслях.
И вот уже его имя присвоили музыкальной школе №3, ему посвятили масштабную выставку в музее-заповеднике, а администрация города при поддержке министерства культуры Свердловской области организовала трехдневный Приваловский музыкальный форум.
Так кто же такой Николай Иванович Привалов, чей 150-летний юбилей так масштабно отмечали в Нижнем Тагиле?
Забытый талант
Экспресс-опрос, проведенный журналистами накануне форума, показал, что, услышав от собеседника или увидев в электронной переписке сочетание «Приваловский форум», люди сразу спрашивали: «Это про «Приваловские миллионы» что ли?» И с одной стороны, конечно, радует, что тагильчане так хорошо знают роман Мамина-Сибиряка. Но, с другой стороны, ясно: большинство жителей города про своего земляка Николая Привалова не знает ничего, а его имя пока известно лишь музыкантам – «народникам».
Почему так получилось? Ответ на этот вопрос первыми узнали участники Всероссийской научно-практической конференции «Русская народная оркестровая культура: от истоков к современности».
Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, исследователь творчества Привалова, основатель камерного оркестра «Скоморохи» Виктор Акулович начал с комплиментов в адрес Нижнего Тагила и благодарности за хорошую организацию форума, доброжелательность. Кроме этого именно здесь около 30 лет назад в газете «Тагильский рабочий» была одна из первых его публикаций, посвященных исследованиям биографии Николая Привалова.
А потом он рассказал, как в 70-е годы прошлого века, работая с архивными материалами по русским народным инструментам, обнаружил неразобранный фонд с шестью тысячами единиц хранения, в котором находились документы Привалова, письма, статьи. Это было настоящее открытие. Оказалось, что человек, чье имя в советских изданиях чаще всего просто упоминали при рассказе об оркестре Андреева, сам был главным героем публикаций в дореволюционных газетах. Благодаря ему в оркестрах появились жалейка, цитра, гусли, рожки, ложки. Он сделал описание всех русских народных инструментов, преподавал на музыкальных курсах свою методику обучения игре… Его творческое наследие огромно, и Привалов за свою жизнь сделал столько, что нормальному человеку сложно даже представить.
Дополнил «картинку» и Валерий Брунцев, лауреат государственной премии СССР, почетный строитель, член Российского национального комитета по музыке (ЮНЕСКО). В своем докладе «Малоизвестные страницы из жизни Николая Ивановича Привалова» он назвал того многостаночником, ведь Привалов – уважаемый в свое время горный инженер и признанный музыкант, лектор и поэт, критик, этнограф, коллекционер, переводчик, редактор журнала… Но после Октябрьской революции 1917 года для него работы в Питере не нашлось, он уезжал на Украину, вернулся, сильно болел и умер в 1928 году. А еще, несмотря на все его заслуги, Привалову отказали в праве претендовать на звание заслуженного деятеля искусств, потому что, по мнению чиновников, инженер таковым быть не может.
Вдохновленные собранными уникальными материалами, Акулович и Брунцев хотели издать книгу, посвященную деятельности Николая Привалова, но случились «лихие 90-е». И только сейчас, спустя почти четверть века, появился долгожданный трехтомник. Правда, тираж этих книг маленький, от 250 до 1500 экземпляров.
Цитра, гусли, балалайки
«В наш век стремления к познанью,
Когда наукам нет конца,
Бледнеет вещее сиянье
Искусства светлого венца.
Рассудок верх берет холодный,
И не далеким был момент,
Когда бы смолкнул глас народный –
Забылся русский инструмент».
Так начинается одно из стихотворений Николая Привалова, написанное более века назад. Он собирал, реставрировал, сохранял, пропагандировал русские народные инструменты и очень переживал за их судьбу.
В наше время исполнители народных песен и мелодий достаточно популярны. Но все ли они следуют народным традициям? Как выглядит эта загадочная цитра, на которой играл Привалов? Об этом и многом другом тагильчане узнают, побывав на выставке «Да здравствует русский талант!», открывшейся в дни форума в музее-заповеднике. В трех залах представлены десятки уникальных экспонатов, в том числе фотодокументы из фондов музея-заповедника и знаменитые гармоники Сараева.
Валерий Брунцев, предоставивший для выставки инструменты, фотографии Привалова и документы из своей личной коллекции, поблагодарил тагильчан за такой удивительный отклик на его идею. И не скрывал, что поражен, насколько быстро и профессионально все сделано, начиная с выбора и транспортировки экспонатов из Санкт-Петербурга, заканчивая впечатляющим оформлением выставки, дополненной тагильскими раритетами.
Три особых дня
Приваловский музыкальный форум продолжался три дня. В колледже искусств проходила научно-практическая конференция, участники которой обсуждали не только биографию Николая Привалова, но и творческий путь тагильских фольклорных ансамблей, организацию концертной деятельности коллективов русских народных инструментов, формы и методы обучения детей, роль концертмейстера, проблемы выбора репертуара, музыкальную жизнь современного Тагила…
В музее-заповеднике открылась выставка, в большом зале филармонии состоялись гала-концерты ансамблей и оркестров русских народных инструментов.
Сотрудники центральной городской библиотеки подготовили выставку книг и статей о Привалове, сборников народных песен, пластинок и методической литературы для студентов и педагогов. Часть экспонатов взята из фондов, что-то предоставили тагильчане из своих личных коллекций, а некоторые издания специально для этого события привезли из библиотеки имени Белинского в Екатеринбурге. Кроме этого здесь издан указатель книг, журнальных и газетных статей, электронных ресурсов, где есть информация о Николае Привалове. Указанные материалы хранятся в фондах библиотек Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга, и на сегодня это, пожалуй, наиболее полный перечень.
Состоялось торжественное открытие скульптурного бюста Николая Привалова в фойе детской музыкальной школы №3, которой теперь присвоено его имя. Автор произведения – известный тагильский скульптор, председатель Нижнетагильского отделения Союза художников России Анжелика Южакова.
Форум прошел. Что дальше? Можно сделать его ежегодным, собирая в Нижнем Тагиле педагогов и музыкантов, исследователей и историков, коллекционеров и просто любителей русских народных мелодий. Вот вам местный бренд и «фишка» для туристов.
А может, в городе найдется поклонник творчества Николая Привалова, который сумеет увековечить его имя, создав музейно-музыкальный центр, где будет организована выставка народных инструментов, смогут собираться музыканты для общения с коллегами. Вполне реально, ведь еще лет десять назад и в создание литературно-музейного центра «Дом Окуджавы» верили единицы, а теперь он тагильская достопримечательность, да и фестивали проходят ежегодно. Или надо подождать открытия обещанного несколько лет «Дома музыки» в здании бывшего Дома политического просвещения?
Приглашаем читателей к обсуждению темы.