В одной известной комедии логопед пришел в семью, где у ребенка были проблемы с произношением букв.
Как оказалось, сам «специалист» не выговаривал половину алфавита. Это, конечно, шутка. Но вот слова логопеда о важности семейных ценностей, их влияния на развитие детей – абсолютная правда.
Сегодня мы наблюдаем множество проблем в формировании речевых навыков у дошкольников. И, к счастью, большинство этих проблем можно разрешить с помощью логопеда.
В каких случаях с ребенком обращаться к доктору?
Какой возраст оптимален для обращения к специалисту и постановки сложных звуков? На эти и другие вопросы отвечает логопед Марина Солодова, педагог с 18-летним стажем, последние пять лет из которых работает в детском саду №188.
– По образованию я учитель начальных классов, окончила педагогический колледж № 1, – рассказывает Марина. – Решила пойти учиться дальше, когда увидела объявление в педколледже: набирали группу логопедов. Наверное, эту профессию выбрала еще в детстве, когда наблюдала, как мама занималась с младшим братом, учила его проговаривать звуки по заданиям логопеда. Нравилось смотреть и повторять.
Сегодня кажется, что именно эти детские воспоминания и подтолкнули меня пойти на логопедические курсы. Дети с дефектами речи часто имеют множество комплексов, им сложно общаться со сверстниками. Логопед должен быть и врачом, и психологом, и педагогом.
– С каждым годом детей, имеющих проблемы с речью, становится все больше. Как вы считаете, почему складывается такая ситуация?
– 18 лет назад, когда я только начинала работать, в детском саду была одна логопедическая группа, где занимались дети со всего садика. А сейчас в любой группе чистую речь можно услышать только у одного-двух малышей. С чем это связано? Причин много.
Я считаю, одна из них – неблагоприятная экология, которая влияет на мать и на самого ребенка в период внутриутробного развития. Сюда же можно отнести и вредные привычки родителей. Другая не менее важная причина – недостаточное общение ребенка со взрослыми из-за обилия гаджетов в его жизни с самого раннего детства. Они вытеснили чтение сказок, мамины колыбельные перед сном.
Экран стал главным воспитателем ребенка. Конечно, я не против мультфильмов и развивающих программ, но они должны быть правильно подобраны. Сейчас существует огромное количество таких приложений. Есть и такие, которые учат детей говорить. Но и в этом случае много нюансов.
Слова должны быть простыми и понятными ребенку, а изображения четкими и запоминающимися.
Мелькающие картинки – это просто развлечение. И, кроме того, должен быть регламент. Например, с года до трех у ребенка должно быть только живое общение, ведь это время, когда он активно познает мир. Речь не будет развиваться, если вместо живых голосов он видит только картинки на экране.
– В каких случаях нужно обращаться к логопеду?
– Первый звонок – когда ребенок до конца первого года не реагирует на речь родителей. В год он уже должен говорить простые слова.
Речь взаимосвязана с неврологией, поэтому, если этого не происходит, родители должны идти не к логопеду, а, в первую очередь, к неврологу.
Чуть позже, в два-три года, бывает, что ребенок все понимает, но общается только жестами. Многие врачи и педагоги советуют подождать до пяти лет, но так делать не стоит.
Конечно, каждый ребенок индивидуален, но я всегда говорю родителям, что чем раньше родители заметят задержку речевого развития и обратятся за помощью, тем быстрее малыш правильно заговорит. У ребенка после пяти лет артикуляционный аппарат уже сформирован.
– Насколько окружение ребенка влияет на правильность его речи?
– Речь родителей и ближайшего окружения оказывает большое влияние на ребенка. У родителей и педагогов должна быть правильная, эмоциональная речь. К сожалению, не всегда ребенок растет в такой среде, – вот еще одна причина нарушений речевого развития.
А с детьми я провожу индивидуальные занятия, где нет строгой структуры. Все зависит от особенностей ребенка.
Начинаем с артикуляционной гимнастики, с развития дыхания, мелкой и общей моторики.
Я стараюсь проводить эти упражнения не за столом, а, например, на ковре, в игровой форме. Следующий этап – постановка звуков и их закрепление в самостоятельной речи.
– Всегда ли можно исправить логопедические проблемы? До какого возраста это возможно?
– Да, норма речевого развития не всегда достижима, но многие трудности можно преодолеть совместно с врачами, родителями и педагогами. Только совместно мы можем помочь ребенку овладеть правильной речью. Это получается в большинстве случаев, но бывает и так, что коррекция невозможна.
Это случается при задержке развития, а также зависит от сложности дефекта.
Если вовремя не заняться исправлением речи, могут возникнуть и другие проблемы, решить которые будет крайне сложно.
В первую очередь, неправильная речь приводит к нарушению письма и чтения, начинается дислексия и дисграфия. В школе у ребенка появляется множество проблем, в том числе и связанных с общением со сверстниками. Он может замкнуться в себе, отказываться идти в школу. Так добавляются и психологические проблемы.
Как-то пришла мама с пятилетним сыном. У него были большие проблемы в речевом развитии и сильный рвотный рефлекс, он не мог есть твердую пищу.
Артикуляционную гимнастику он тоже не выполнял. Спустя несколько занятий я поняла, что проблема заключается в эмоциональном состоянии мальчика, в его замкнутости.
Ребенка не брали в музыкальные и театральные постановки, поэтому перед новогодней сказкой я попросила музыкального руководителя дать ему любую роль, буквально одну строчку.
Дали роль зайчика, он выступил на сцене. И после этого пошли большие подвижки! Барьер был пройден, и в школу он пошел с чистой речью.