Весть о том, что образцовый театральный коллектив «Отражение» Дворца национальных культур получил областной грант нацпроекта «Культура», разнеслась по Руднику молниеносно. Дворец здесь для многих как дом родной, и, конечно, люди обрадовались, что, во-первых, труд его сотрудников замечен на высоком уровне и оценен, а, во-вторых, появилась возможность улучшить материальную базу учреждения культуры и сделать спектакли и концерты еще более яркими.
Театр для всей семьи
Конкурсный отбор коллективов самодеятельного художественного творчества проходил по двум номинациям: в первой за победу было обещано 500 тысяч рублей, во второй – 250. Заявки на участие подал 61 коллектив, и свои таланты представили 45 муниципалитетов Свердловской области. Гранты получили только девять.
Тагильское «Отражение» представило проект «Театр, в котором играем семьей». Конкурсная комиссия выделила ему грант на 250 тысяч рублей. Специально для конкурса ничего придумывать не пришлось, проект родился сам. В театральную студию с особой атмосферой творчества за детьми, которые там занимаются, потянулись их родители, бабушки. И, кстати, именно благодаря бабушкам появился необычный спектакль «Серебряное копытце» по известному сказу Бажова.
– Историю про Серебряное копытце мы начали создавать с советом ветеранов Рудника, так как там состоят несколько бабушек наших ребят, – пояснила Лариса Попова, руководитель театральной студии. – Они участвовали в фестивале «Хочу в артисты!». Сами все придумали, смастерили кукол из половичков, мотков шерсти, валенок, вязальных спиц, носочков. Веретено, клубок, булавки с разноцветными головками – вот и ножка Серебряного копытца. Кошка Муренка – клубок шерсти, веретено, моток чуть-чуть подваляной собачьей шерсти…
– Кошка из собачьей шерсти?
– Ну, такая жизнь, – улыбается Лариса Семеновна. – Изначально мы мечтали, чтобы бабушки мастерили кукол прямо на сцене перед зрителями, но с возрастом руки уже не такие спорые, поэтому сделали домашние заготовки, а на сцене только мелкие детали приспосабливали. Получились деревенские посиделки с уральским говором, все, как положено. Потом к бабушкиному проекту присоединились другие участники. И со временем из трех мини-спектаклей на 15 минут мы собрали большой и назвали «Театр! Театр? Театр…»
Молодежь и «стародежь», малыши и «взрослята»
Рассматривая заявки кандидатов на грант, конкурсная комиссия учитывала все: творческий стаж, участие в фестивалях, востребованность, наличие коллективов-спутников и нескольких групп разного возраста… «Отражение» подошло по всем критериям. Перечислять все их фестивали и конкурсы слишком долго: на стене висят десятки дипломов, на специальной полке – многочисленные призы и кубки. Интересно, что даже награды у них необычные и достойны отдельной витрины. Здесь и несколько кораблей с фестиваля «Белый парус», и кубок из ракушек в знак признания от коллег…
А групп у «Отражения» сразу четыре: подготовишки, младшая группа, ребята от 14 до 18 лет и так называемые «взрослята» 18 +, молодежь и «стародежь». Всего более 40 человек.
– Когда спрашивают, какой возраст в нашем театре, говорю от 6 до 101. Потому что бывшая участница, медсестра, прошедшая Великую Отечественную войну, Прасковья Путилова отметила 101-й день рождения. Она до 98 лет приходила на занятия.
– А как вас правильно назвать? Руководитель студии, педагог?
– И швец, и жнец, и на дуде игрец, – смеется Лариса Семеновна. – Я сама все умею, но не хватает ресурсов. У нас четыре возрастные группы, и мы захлебываемся без педагогов. Коллеги из дворца и бывшие ученики, конечно, помогают из любви к искусству, но хочется студию, штатных педагогов, ведь у каждого возраста разный темпоритм. Нужны разные программы, разное количество занятий, репертуар. И тогда можно делать новые мощные проекты. Сейчас у нас в год выходят три спектакля с тремя разными возрастными группами. В Новый год подключаются все, наш рекорд – в спектакле «Тайна Золотого ключика» на сцене находились 46 человек. Это до пандемии, конечно.
Кабинет театральной студии тоже многофункциональный. Он и костюмерная, и реквизиторская, и комната для репетиций с небольшим подиумом.
– Иногда приходится здесь репетировать, когда нет возможности на сцене, – поясняет Лариса Семеновна. – Казалось бы, дворец большой, но и коллективов много. Кто впервые сюда попадает, удивляется, какая тут движуха.
Мечтать – не вредно
Грант можно потратить на пошив и приобретение сценической одежды и обуви, музыкальных инструментов и специального оборудования. Все это, безусловно, нужно молодому коллективу. Но средств хватит только на что-то одно. Они выбрали то, что нужно всем во дворце, – современное световое оборудование.
– Понятно, что на все мечты этого гранта не хватит. Но все-таки, о чем мечтается?
– Про что мечты? Про театральный свет. На сцене дворца очень слабый свет, оборудование морально устарело. Наша мечта – хоть несколько нормальных фонарей, которыми можно управлять с помощью пульта. Нужны и важны световые эффекты, это очень интересно на сцене. А мы, к сожалению, пока лишены таких возможностей. Конечно, крутимся. Но, представьте, надо показать в спектакле рассвет, постепенно, а мы можем только резко включить свет.
Я бы купила два вида света. Нам хотя бы две «лягушечки» выездные, чтобы можно было показывать спектакли в актовых залах школ и в Доме детского творчества Тагилстроевского района, с которым мы сотрудничаем несколько лет.
Мечтаем, что когда-нибудь купим специальную рабочую обувь для сцены. Нужна театральная форма – черные футболки и трико как основа, на которую можно накрутить все что угодно. А проблема в том, что парням сложно купить обычные черные штаны, потому что все брюки с какими-то нашивками. Конечно, есть настоящая танцевальная форма, но она стоит, как крыло самолета, и ни на какой свет не хватит. Поэтому на оставшиеся деньги думаем купить нормальную ткань и пошить то, что нам нужно.
Получается, как в фильме «Любовь и голуби»: «Что-то ты размахнулась, Надюха, на 25 рублей». Понимаю, что некоторые театры живут в худших условиях. Но опять же, мы действуем по принципу: «А что, спросить нельзя?» Три раза спросили – один раз получили. То есть три раза подавали заявки на грант и вот сейчас получили.
Я благодарна администрации нашего дворца, директору Марине Кибардиной и худруку Оксане Айнетдиновой. Они нас во всем поддержали, помогли правильно оформить все бумаги.
Планов громадье
26 марта театральный коллектив отметит свое 15-летие. В эти дни идет подготовка к праздничному выступлению, где будут и ретроспектива спектаклей, и сюрпризы.
– Чем еще планируете порадовать тагильчан в этом сезоне?
– Нас, наконец-то, выпустили из сумрака после пандемии, и все с радостью побежали на занятия.
Еще в прошлом, 2020-м, готовили к 75-летию Победы по мотивам пьесы уральского драматурга Олега Богаева «Марьино поле» спектакль «Девичий источник». Выпустим его этой весной и к юбилею Победы, и к 80-летию начала Великой Отечественной войны.
Очень жаль, что в 2020-м не успели показать спектакль «Чучело», он был почти готов, но в марте началась пандемия. Потом ребята окончили школу, разъехались, восстановить его не удастся. Видимо, не судьба. Сейчас в работе спектакль «Любовь к трем апельсинам», но, скорее всего, мы откроем им свой новый сезон.
Даже о проблемах Лариса Попова рассказывает улыбаясь. А когда говорит о планах, о спектаклях, буквально светится. И неудивительно, что к ней на занятия спешат и малыши, и пенсионеры. Она ведь уверена, что любительский театр – от слова любить, а она очень любит свою работу.