МУП «Тагилдорстрой» занимается эксплуатационным содержанием улично-дорожной сети (проще говоря – отвечает за уборку города в любое время года) с момента создания предприятия в 2003 году. За это время накоплен большой опыт, увеличен парк техники, отработаны маршруты.
Не удивительно, что жалоб на состояние дорог с каждым годом все меньше. О том, как идут дела этой зимой, рассказал директор Тагилдорстроя Игорь ВАСИЛЬЕВ.
– Игорь Николаевич, на прошлой неделе, пожалуй, впервые за сезон так масштабно использовали на дорогах реагенты. Объясните, пожалуйста, как специалист: зачем?
– Это не наше решение. Мы получили предписание ГИБДД о необходимости приведения дорог в нормативное состояние. Оттепели предшествовали сильные морозы, что способствует образованию наката на проезжей части. Без реагентов с ним не справиться.
Обработанный снег необходимо оперативно вывозить, чем мы занимаемся круглосуточно. К сожалению, уборку усложняют машины, припаркованные в карманах и на проезжей части. Снег оттуда вновь попадает на дорогу, приходится возвращаться на объекты.
Ночью работать удобнее, автомобилей меньше. Исходя из этого серьезно усилили ночную смену. Днем тоже на маршрутах практически вся своя техника плюс привлеченная. Потепление создает сложности, но будем работать безостановочно, пока ситуация не нормализуется.
В дневную смену на линии около 50 единиц техники, в ночную – 35-45. Полностью обеспечены и топливом, и запчастями. Заключены договоры с организациями, у которых берем в аренду погрузчики и самосвалы, когда аврал.
– Наверное, сложнее всего расчищать центральные улицы, где жизнь постоянно кипит и машины ездят почти круглые сутки?
– Да, есть места, где невозможно нормально расчистить дорогу. Приходится буквально ловить момент. Например, участок улицы Газетной от проспекта Мира до Октябрьской революции. Там всегда с обеих сторон припаркованы машины. Вязовская до самого позднего вечера забита автомобилями. То же самое – на улице Индустриальной около НТМК. Там можно чистить только в ночь с субботы на воскресенье, и то не всегда. Стоят и легковые машины, и фуры. Только создадим вал, как через него начинают выезжать, разбрасывая снег.
– Нельзя заранее предупреждать жителей, чтобы убирали машины? При расчистке дворов вешают объявления, а в масштабах всего города такое возможно?
– По мере возможности стараемся извещать о предстоящей уборке в наших группах в социальных сетях «ВКонтакте» и «Инстаграм». Но у нас нет четкого плана: сегодня одну улицу убираем, а завтра – другую. Надо быть везде и сразу, обеспечить возможность проезда транспорта по всему городу. Особенно во время снегопадов. Если идет сильный снег, лучше не оставлять машину на проезжей части или в карманах, потому что с вероятностью 99% дорогу будут чистить.
Ведем уборку по определенным маршрутам. База Тагилдорстроя находится на улице Кулибина, поэтому большие звенья начинают расчистку с Фестивальной, Южного подъезда, Красногвардейской, Октябрьской революции, Серова. Потом едут на круг Гальянки, затем – по маршруту трамвая №3 с заходом на Верхнюю Черепанова, Выйскую, Циолковского. После этого прибирают внутренние улицы.
У маленьких звеньев своя схема. Они проезжают через центр, уходят на улицы Кирова, Тагильскую, Черных, Жуковского, Красноармейскую.
В обычное время расстановка техники по объектам ведется два раза в день. Собираемся в семь утра, объезжаем город и выбираем, где она сейчас нужнее. В течение дня мониторим ситуацию и вечером проводим еще одно планирование. Решения принимаем оперативно.
– В группы в социальных сетях заходят только пожаловаться или встречаются полезные предложения?
– Есть тагильчане, которые предлагают сотрудничество. Яркий пример – житель 16-этажки на улице Удовенко. Все началось с его жалобы на неочищенную парковку. Объяснили: там стоят машины, не дают работать. Он сказал, что договорится с соседями, транспорт уберут. И действительно, в оговоренное время парковка опустела, мы ее почистили. Если кого-то вдохновит пример активиста, обращайтесь в наши группы.
– Этой зимой практически нет сообщений о заваленных снегом тротуарах. Успеваете оперативно убирать?
– У нас достаточно тракторов для подметания тротуаров. Иногда мы их привлекаем для расчистки заездов после грейдеров, но все равно они свою задачу выполняют полностью. Один уходит на Гальянку, второй – на круг тройки, третий – на Выю, Красный Камень и ВМЗ, четвертый – на внутренние улицы.
Привокзальную площадь постоянно расчищаем. Тоже сложный объект, где можно работать только по ночам. Плюс активно помогаем школе №100, у нее очень большая территория. Чистим дорожки в парке на Муринских прудах. Недавно детский дом обратился. Участок не наш, но разве можно отказать?!
Хлопот добавляют управляющие компании, которые сбрасывают снег с крыш домов. Конечно, убирать его они должны сами, но некоторые оставляют, предполагая вывезти когда-нибудь потом. А мы не можем оставить проспект Ленина с заваленным снегом тротуаром, приходится делать работу за них. Пытаемся воздействовать через глав администраций районов, чтобы такие случаи не повторялись.
– Кто должен расчищать заезды во дворы? Это в большинстве случаев самая проблемная зона.
– По нормативам, дорожники чистят заезды на 5-10 метров, дальше – зона ответственности управляющей компании или собственника здания.
– Бывает, рано утром остаются снежные валы на подходах к пешеходным переходам…
– Признаем, что не всегда удается быстро убрать. За это и в других городах часто критикуют дорожников. Дело в технологии. Идут машины, чистят и перемещают снег, формируют вал. Они не могут делать паузы. За ними расчищают погрузчики или рабочие вручную. Но скорость машин гораздо выше, они всегда впереди, и за ними всегда остается вал.
Мы понимаем проблему и по максимуму стараемся ее решить, увеличивая количество людей. Но в снегопады, когда надо убрать сразу все, приходится расставлять приоритеты: начинаем с главных улиц.
– Снега в этом году много. Хватит ли полигонов для его складирования?
– С декабря вывезли 46,5 тысячи тонн (ситуация на 28 января. – Прим. ред.). Каждый день – по одной-две тысячи тонн, были дни, когда и по четыре.
Снежные полигоны практически заполнены, примерно процентов на 80. Чтобы освободить место, там постоянно работают погрузчики, поднимают снег на второй этаж. Еще два месяца впереди, надо принимать решение. Уже был прецедент, когда заполнились полигоны. Тогда служба заказчика городского хозяйства обращалась в управление архитектуры, чтобы выделили дополнительное место для складирования снега.
– На каких объектах трудятся субподрядчики Тагилдорстроя?
– Вагонку, поселки Северный и Сухоложский убирает УБТ-Сервис. На Тагилстрое работает Капиталстрой. Ситуация у них примерно такая же, как у нас, серьезных жалоб от жителей нет. Они тоже брали дополнительную технику в аренду, чтобы побыстрее убрать и вывезти снег.