…Судьба забросила Веру Лотар-Шевченко в СССР, где утонченную европейскую пианистку ждали годы испытаний в политических лагерях. Именно они привели выдающуюся артистку в Нижний Тагил, где она работала концертмейстером в драматическом театре, преподавала в детской музыкальной школе №1 и заново нашла себя в музыке.
В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Веры Августовны, и тагильские музыканты не могли пропустить такую дату.
На фортепианном фестивале «Вечера памяти Веры Лотар-Шевченко» со сцены Нижнетагильской филармонии звучали произведения Шопена, Баха, Келлинга и Роберта Шумана в исполнении совсем юной талантливой пианистки Дарьи Петуховой, ученицы детской школы искусств №3, оркестра «Демидов-камерата» и всемирно известного музыканта Филиппа Копачевского, для которого имя Веры Августовны имеет особое значение. Он первый победитель первого международного конкурса имени Веры Лотар-Шевченко, и вечера памяти – важное событие для пианиста.
Фестиваль открыла творческая встреча «Клуба друзей филармонии» с выдающимся музыкантом – это новый формат для филармонии. Не традиционная пресс-конференция, а, скорее, разговор о творчестве.
Педагоги, их ученики, самые активные слушатели встретились в малом зале и поговорили о том, что важно для каждого из них – о музыке.
Филипп Копачевский, лауреат международных конкурсов, солист Московской филармонии, пианист, чьи концерты проходят в США, в Европе и во многих городах России, рассказал о том, что, когда предложили приехать с концертной программой в Тагил, он не смог отказать. И вот почему:
– С именем Веры Лотар-Шевченко у меня связано много воспоминаний. На первом конкурсе ее памяти я выступал в 2006 году в Новосибирске, тогда удалось победить, – поделился воспоминаниями Филипп Копачевский. – Вера Августовна действительно незаурядный, удивительный музыкант. Хорошо, что мы часто вспоминаем, пропагандируем ее творчество.
Среди участников встречи оказалась и женщина, видевшая Веру Лотар-Шевченко на сцене.
– В 50-е годы, когда я училась в музыкальной школе №1, у нашего директора всегда была открыта дверь. Мы заходили, здоровались, шли на занятия. Один раз у Марины Николаевны, директора, сидела женщина, одетая очень бедно: в ватнике, на ногах – изношенные ботинки… Это была Вера Августовна, – рассказала Вилора Викторовна. – А спустя время я услышала ее выступление. Играли в четыре руки, она была за роялем. И стены, и воздух имели звук. Все в мурашках были. Мне кажется, что рояль ходил. Незабываемое впечатление!
– История Веры Августовны, лишения, которые были в ее жизни, напоминают, как важно заниматься своим делом, особенно, когда ничего не препятствует совершенствоваться и искать себя. Она не потеряла свой дар, а мы встретились, чтобы вспомнить невероятно талантливую пианистку Веру Лотар-Шевченко, – сказал в завершение встречи Филипп Копачевский. – Думаю, она была бы довольна.