В Нижнем Тагиле вновь звучал терменвокс – «космическую» музыку в сопровождении органа услышали зрители филармонии. Изобрел этот загадочный инструмент Лев Термен более 100 лет назад, его дело продолжает правнук Петр Термен. «Все новости» поговорили с музыкантом и узнали, как из воздуха рождаются звуки и целые произведения.
Петр Термен – популяризатор термевокса. Возглавляет единственную в России школу игры на этом инструменте и читает лекции о нем. В Нижний Тагил приезжает уже второй раз. Пять лет назад Петр Термен также дал совместный концерт с органисткой Натальей Ворониной, впервые познакомив тагильчан с необычным способом звукоизвлечения.
Терменвокс – это инструмент, не требующий прикосновения рук, благодаря чему исполнитель напоминает фокусника. Никакого волшебства здесь нет, а весь фокус кроется в изменении параметров электромагнитного поля, которое создается между двумя антеннами – звуки рождаются из воздуха. Терменвокс – это небольшая коробочка с двумя металлическими антеннами. И чем ближе рука к правой антенне, тем звук выше, дальше – ниже. То есть можно сказать, что между плечом и антенной у музыканта находится невидимый гриф, как у скрипача или виолончелиста, только диапазон немного больше – до семи октав. А другая антенна отвечает за громкость. Ближе – тише, дальше – громче. Игра на терменвоксе – это сочетание слуха и мышечной памяти.
В этом и заключалась идея изобретателя Льва Термена: он хотел создать такой инструмент, чтобы музыкант смог играть на нем без посредства струн, клавиш или другого интерфейса, чтобы жест переходил в звук, и человек, в конечном счете, становился одним целым со звуком.
«Это один из самых первых электромузыкальных инструментов, – рассказывает Петр Термен. – Именно с терменвокса принято отсчитывать историю мировой электронной музыки. Причем, Лев Термен создал первый концертный вариант такого инструмента. В 1920-е годы терменвокс активно звучал с ведущих мировых концертных площадок, в 1927 году для терменвокса и симфонического оркестра было написано первое музыкальное произведение, а в 1929 году инструмент начали выпускать серийно. Многие страны выпустили собственные модели терменвокса, но в России, несмотря на «русское» происхождение, серийный выпуск инструмента так и не был налажен».
Спустя 100 лет существования терменвокс по-прежнему единственный бесконтактный музыкальный инструмент и всё такой же диковинный для большинства людей. Довольно часто терменвокс используется в киноиндустрии, в том числе в музыке «Симпсонов», «Ганнибала», «Теории большого взрыва». А недавно добрался и до отечественной мультипликации – прозвучал в мультсериале «Фиксики». Наибольшее распространение терменвокс получил в Японии в виде матрешки – упрощенной версии инструмента. В Японии же, как и в России есть школа терменвокса. А, поскольку инструмент является исполнительским, как скрипка или виолончель, обучение игре на нем – долгий и непростой процесс.
«На данный момент игре на терменвоксе не обучают ни в одной институции мира. Объясняется это небольшим количеством концертирующих исполнителей. Думаю, в формате академической музыки сегодня не более 10 – 15 человек могут сыграть целый концерт на терменвоксе. Среди них еще меньше людей, которые готовы обучать игре на инструменте. Ну и консервативность музыкальных вузов тоже играет свою роль. Думаю, без демонстрации возможностей терменвокса никому и в голову не придет, что на нем можно играть музыку Баха или Рахманинова, – отметил Петр Термен и проиллюстрировал свои слова, исполнив на экзотическом инструменте популярную композицию Гершвина «Summertime».
У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.
Видео: телекомпания “Телекон”