Чтобы помнили. Из старой фотогвардии. Борис РОВОВЫХ

Среди итогов ушедшего 2020 года, к сожалению, есть и печальные: в декабре не стало старейшего металлурга, инженера-рационализатора, известного в городе фотографа-любителя Бориса Николаевича Рововых. И сегодня мы предлагаем нашим читателям вспомнить об этом удивительном человеке.


«Когда любишь свое дело…»

Почти год назад, в феврале 2020-го, в Нижнетагильском музее изобразительных искусств проходила выставка «Вся жизнь в поиске кадра». В трех залах были представлены портреты и пейзажи разных лет, выставочные работы и репортажные снимки, грамоты, дипломы, советские фотоаппараты, оборудование для проявки черно-белых пленок… Ее авторами стали Борис и Сергей Рововых, для которых фотодело не просто увлечение, а часть жизни.

Сам Борис Николаевич, на одной из последних, как оказалось, выставок, рассказал о себе так:

– Родился я в поселке Рудника имени 111 Интернационала в 1936 году. Своего отца Николая Алексеевича помню плохо, в 1942 году он ушел добровольцем на фронт, хотя и имел бронь. В ноябре в боях за Сталинград погиб… Хорошо помню послевоенное время, сложное и полуголодное. Где-то году в 1950-м мамин брат дядя Миша помог получить на меня пособие, и мне купили фотоаппарат. Для того периода эта была роскошь. Осваивать технику помогала мамина сестра тетушка Лиза, художник по профессии.

После учебы мое увлечение фотографией стало более серьезным. Ни в мартеновском цехе, ни после работы я уже не расставался с фотокамерой. Затем судьба свела меня с Иваном Трофимовичем Ковердой, удивительным человеком, очень много знающим, творчески одаренным. Позднее нас, фотографов-любителей, объединила редакция «Тагильского рабочего», где мы учились друг у друга, приглашали известных в городе художников, интересных людей. Мои фотографии регулярно публиковали в «Тагильском рабочем» и «Тагильском металлурге», внештатным корреспондентом которых я был.

Считаю, что хорошие фотоснимки рождаются тогда, когда любишь свое дело и постоянно снимаешь. Новое поколение делает упор больше на качество изображения, а не на сюжетную линию, но, по-моему, если в снимке нет идеи, то какой бы безупречный он ни был, все равно проиграет интересному сюжету.

Кнопки «шедевр» на аппарате нет

– Талантливый человек талантлив во всем, – так говорит о своем отце Сергей Рововых. – Проработав на НТМК почти 50 лет, он оставил после себя ряд рационализаторских предложений, и некоторые из них используются на производстве и по сей день. А что касается творчества, то оно не ограничивалось только фотографией. После войны отцу от родни достался трофейный аккордеон, и он самоучкой, на слух, научился играть на нем, да так, что аккомпанировал на танцах в 1950-х. А, будучи в зрелом возрасте, пробовал писать стихи, и кое-что получалось.

Мне удивительно повезло с самого рождения, так как каждый год, а то и месяц моей жизни, фиксировался на фотопленку. Это были 1960-е, большинство людей жило небогато. Роскошью считалось наличие в доме радиоприемника, а уж фототехника тем боле была далеко не у каждого. Это сейчас только у ленивого нет фотоаппарата. Сегодня, перелистывая старые альбомы, я с интересом смотрю на свои снимки в разные годы и с грустью рассматриваю ушедших бабушек и прабабушек, дедов и прадедов. Не каждый может похвастаться таким сокровищем, и ценность эта год от года возрастает.

Сколько я помню отца, он никогда не расставался с фотокамерой, будь это в цехе, на городском празднике, политическом или экологическом митинге, крестном ходе, спортивном мероприятии, в поездке, на семейном торжестве, в саду…

Часто экспериментировал с оптикой и фотохимией. В то время не было электронных технологий и слово «фотошоп» никто не знал. Обработка снимков проводилась «мокрым» методом. Фотографы в прямом смысле по крупицам составляли смеси для проявки и закрепления фотопленки и фотобумаги. Отец буквально по кристаллам взвешивал реактивы. А уж процесс рождения изображения в ванночке с проявителем и вовсе носил таинственный характер. Для этого дома были созданы специальные условия: комнатушка из двух соединенных в одну кладовок. Помещение это, где располагались стол с фотоувеличителем, три ванночки с растворами, фотоаппараты и архив пленок и карточек, носило громкое название – фотолаборатория! Именно там родилось большинство шедевров. «Фотошоп» тогда был такой: во время проекции изображения на фотобумагу человек своей рукой прикрывал или наоборот фокусировал луч света из фотоувеличителя в нужном месте кадра.

Изменились время и технологии, фотография стала другой как в техническом плане, так и в художественном. Из роскоши фотоаппарат превратился в постоянного спутника большинства людей. Но обидно, когда видишь человека с дорогой фотокамерой на шее, который не снимает, а «шлепает фотки». Наши старые мастера, такие как мой отец и его друзья, фотографы Иван Коверда и Юрий Смирнов, да и не только они, всегда учили думать над кадром. Не только о композиционном решении, но, прежде всего, над тем, что хотел донести автор до зрителя, о чем сказать, чем поделиться. Фотография, по их мнению, должна говорить! Думаю, есть, над чем задуматься и поучиться у «старой гвардии». Ведь, как заметил один мудрый человек, кнопки «шедевр» на аппарате нет. И, увешав себя дорогой аппаратурой, настоящим мастером фотографии не станешь. К слову, скажу, что большинство своих лучших работ отец сделал такими камерами, как «Зоркий», «Киев», «ФЭД», «Старт». Так что дело не в технике, а в человеке.

Металлург и репортер

Пять лет назад, к 80-летию Бориса Николаевича, семья подготовила для него подарок – фотоальбом «Борис Рововых. Металлург и фотограф». Здесь собраны его воспоминания, рассказы о нем друзей и близких, публикации в газетах, уникальные фотографии мастера…

И вот какими впечатлениями поделился друг семьи, ученый и фотограф Юрий Никандрович Смирнов:

– Борис Рововых, как специалист, был командирован на три года в Египет, а я чудесным образом получил «горящую» путевку по странам Средиземноморья в 24-дневном круизе. После поездок и обработки отснятого материала у нас появилась возможность сравнить полученные результаты. Я поразился снимкам Бориса Николаевича. Здесь и репортажные фотографии, и портреты египтян, и древние пирамиды – целая летопись древней страны. Притом, все выполнены на высоком техническом и художественном уровне. И сделано это камерой «Зоркий» первого выпуска…

Опытные фотографы говорили, что он всегда оказывается на месте в нужный момент. Это замечательное свойство, присущее хорошему репортеру. Ведь недаром Борис Рововых имел удостоверение внештатного корреспондента газеты «Тагильский рабочий», с которой долго сотрудничал.

О Борисе Рововых можно рассказывать долго. О его работе на производстве, о заграничных командировках, о том, как им с женой Лидией удалось счастливо прожить вместе почти 60 лет… Да, много интересных фактов его биографии остались, что называется, за кадром. И, возможно, когда-нибудь, в Нижнем Тагиле будет издан каталог его снимков, из которого молодое поколение узнает о секретах мастерства старой фотогвардии.

А на днях Сергей Рововых написал в память об отце стихотворение «Уходят близкие от нас», и в нем есть такие строки:

Уходят близкие от нас, где Суд Всевышнего рассудит,

Воздастся всем нам по делам и апелляции не будет.

Уходят все, за дверью той нас ждет прощенье иль отмщенье.

Уходят люди в мир иной за поколеньем поколенье…

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*