1418 дней города красного неба. Январь 1942 года: военные трибуналы в Нижнем Тагиле, лютые морозы и жалобы на цирюльню

За 1418 дней, которые длилась Великая Отечественная война, вышло 1066 номеров газеты «Тагильский рабочий». На долгое время она стала едва ли не единственным источником информации для тысяч жителей Нижнего Тагила, мощным оружием мобилизации и пропаганды. Нам стало любопытно узнать, как жил тыловой город в 1941-1945 годах, и попытаться рассмотреть за газетными строками жизнь обычного человека. Об этом новый проект ИА «Все новости» – «1418 дней города красного неба». Все публикации читайте здесь. Этот выпуск – о январе 1942 года: расскажем о первых военных трибуналах в Нижнем Тагиле, лютых морозах, призывах к экономии электричества и многом другом.

Встреча 1942 года стала для горожан небольшой передышкой перед новыми трудовыми подвигами. Взрослые собирались в театре и клубе, для них устраивали балы и вечеринки. Нарядно одетая молодежь и пожилые люди пели и танцевали до утра. Силами кружков для железнодорожников, металлургов, горняков и многих других приготовили сценки и спектакли, концерты певцов и оркестров, читки стихов. Неизменным атрибутом была большая ёлка, украшенная разноцветными лампочками, красными и желтыми шарами, серебристыми нитями.

В клубе металлургов четыре дня устраивали ёлки для малышей – их посетили тысячи детей рабочих. Ребятне показывали мультфильм «В кукольной стране». Но какими бы увлекательными не были кадры, спокойно детям не сиделось. Всё внимание занимала стоящая посредине зала закрытая белыми полотнами елка:

«Но вот последний кадр. Вспыхивают десятки электрических лампочек. Белые полотна поднимаются кверху. Величественная красавица елка, убранная множеством блестящих шаров и погремушек, разноцветными огнями и игрушками, вызывает на лицах детей радостные улыбки. Счастливые, они начинают кружиться и играть вокруг нее. Библиотекарь клуба тов. Волченкова, одетая в яркий костюм клоуна, организует массовые пляски и игры».

А после был концерт. Детский ансамбль клуба исполняет «Полечку», школьницы Долженкова и Ульянова поют «Тимуровские частушки», «Солнечная молодость». Певцов сменяют чтецы. Следом ждало самое приятное – через небольшое окошко раздали подарки от Деда Мороза.

В середине января дети должны были вернуться за парты, но вмешалась суровая уральская погода. По наблюдениям начальника городской метеостанции Харитонова, с 18 по 25 января температура воздуха в Нижнем Тагиле колебалась от 25 до 39,5 градусов ниже нуля, а сила ветра – от 0 до 7 баллов. Горисполком разрешил школьникам 1-7 классов остаться дома, если морозы достигают 30 градусов. Чтобы взрослые знали, что детей можно не собирать, заводам поручили в 8 утра дать минутный гудок. А если кто-то всё же явится в школу, их можно занять внеклассной работой, чтением или повторением старого материала.

В Нижний Тагил продолжали прибывать эшелоны эвакуированных из занятых немцами районов. Население росло стремительно, а городское коммунальное хозяйство за ним не успевало. Катастрофически не хватало жилья, а условия жизни были удручающими. Местную Ремстройконтору ругали за провал ремонта квадратных метров, из выделенной суммы там израсходовали только 36%.

«Как можно примириться с таким «ремонтом», когда после ухода ремонтных рабочих отваливается штукатурка, снятая на время ремонта электропроводка вновь не навешивается, или проведенное паровое отопление перестает работать, и жильцы остаются в зимние месяцы без отопления (ул. Красноармейская, дом №45). Есть дома, где площадь не эксплуатируется лишь потому, что там не могут вставить окна и сделать электропроводку (на улицах Дзержинского, Ленина и 1-м Ленинском переулке). Вместо того чтобы своевременно устранить эти недостатки, руководители, непосредственно отвечающие за это дело (начальник ремстройконторы т. Антропов и зав. горкомхозом т. Губанов), преступно медлят, всячески замазывают свою безрукость и бесхозяйственность ссылками на трудности военного времени», – сообщается в очередном номере «Тагильского рабочего».

Во многих домах ещё с лета 1941-го не убирали дворы и не чистили помойные ямы. Квартиры в антисанитарном состоянии, а коменданты и управдомы не следят за порядком. Кадры на службе долго не задерживаются – увольняются, не успев ознакомиться с работой. Заброшен и частый сектор, которым занимаются в самую последнюю очередь. Звучат призывы наладить в Нижнем Тагиле продажу стройматериалов, чтобы горожане могли ремонтировать жилища своими силами.

Параллельно жителей просят экономить электроэнергию. На вагонзаводе многие начальники и рабочие не контролируют работу уличных светильников, которые горят сутки напролет. То же самое – в цехах и конторах, где лампочки не гаснут до полудня, а руководители и заводчане спокойно проходят мимо. Власти призывают установить жёсткий контроль и забыть о расточительности в военное время.

26 декабря 1941 года в СССР приняли указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий». Теперь все, кто работает на оборонку, автоматически считаются мобилизованными и прикрепленными к своим предприятиям. За нарушения дисциплины карают сроками. Первые военные трибуналы прошли и в Нижнем Тагиле.

Помощник машиниста завода имени Куйбышева Краснобаев 22 декабря самовольно оставил службу и не появлялся неделю. А 2 января пришёл в цех за продуктовыми карточками. Начальник ему отказал и предложил выйти на смену. Тот обещал, что придет, но исчез. 9 января его приговорили к 8 годам тюрьмы. Заводчанка Зеткина тоже дезертировала с работы – суд назначил ей такой же срок. А Валеев и Байдурин и вовсе попытались уехать из города, заявив, что больны. Медкомиссия доказала обратное, и мужчин отправили за решётку.

Параллельно вводят новые ограничения для военнообязанных и призывников – фактически большинства взрослых мужчин. Им запрещается покидать место жительства без разрешения военного комиссара. А все, кто сменил прописку или приехал в долгую командировку, должны встать на учет в военкомате в течение 48 часов. Уклонистов ждет наказание по уголовной статье 193 УК СССР – от года тюрьмы до расстрела.

Всё чаще пишут тагильчане о бардаке в бытовой сфере, «Тагильский рабочий» становится своеобразной книгой жалоб. Вновь читатели недовольны работой городской бани – критика на помывочные путешествует из номера в номер. Посетители часами простаивают в очереди к раздевалке, а после ожиданий их ждут новые испытания. В мыльном отделении и парилке температура чуть теплее, чем в переодевальной. А наводить чистоту предлагают холодной водой. В душевых грязно, на полу мусор, подметают раз в сутки. Неисправна сантехника, из кранов хлещет то горячая, то холодная вода. У председателя на этот счёт одни отговорки: «Подождите немного, подогреем, мойтесь пока тепленькой» и «Нет топлива!».

Не отстает и центральная поликлиника Сталинского района, в помещениях которой грязь и пыль, а на каждом шагу создают толкучку.

«В гардеробной и регистратуре целый день наблюдается невероятная толчея. Всюду скученность, теснота, люди толкают друг друга. Даже здоровому человеку пробраться в ту или иную комнату здесь трудно. Напротив гардеробной – крошечная комнатка. У дверей этой комнатки всегда многолюдно. Что может быть проще такой вещи, как измерения температуры больного человека. Но даже и это элементарное дело в поликлинике поставлено безобразно. Рабочие и служащие теряют в очередях много времени и эти потери никак нельзя объяснить недостатком градусников в процедурной», – описывают обстановку в поликлинике ее посетители.

Завалена критикой книга предложений цирюльни «Новый путь». Одна из посетительниц пишет: «Мастер Коренистова ведет себя с клиентами вызывающе, грубо и нахально. Своих знакомых она обслуживает вне очереди». А гость, потерявший в парикмахерской около двух часов, предлагает поставить дополнительное кресло. Администрация оставляет такие сигналы без ответа.

«Главный недостаток большинства парикмахерских – медленное, некультурное обслуживание посетителей. Мастеров, как правило, не хватает. Подготовка кадров для парикмахерских предоставлена самотеку. Организации, призванные заботиться о нуждах трудящихся, не думают об открытии в городе и в рабочих поселках новых культурных парикмахерских», – заключают корреспонденты «Тагилки».

Нет порядка и на железнодорожной станции Нижнего Тагила. Продажу билетов на поезд до Монзино открывают за несколько минут до отправления состава. Многие просто не успевают оплатить поездку. А уже на перроне случается давка: поезд подают за 10 минут перед отбытием вагонов. Проводники на замечания только грубят.

Горожане разбавляют суровую повседневность, посещая театры, клубы, читальные залы, музеи. В полтора раза популярнее буквально за год стал музей краеведения. Ежедневно в него приходят в среднем 113 человек, организуют десятки экскурсий. Интересуют гостей выставки «Сталин в творчестве советских художников», «К 62-й годовщине со дня рождения И.В. Сталина», «Великая отечественная война, «Крепостные художники Худояровы».

В клубе имени Горького впервые выступил лауреат международных конкурсов скрипачей Михаил Фихтенгольц. Дал два концерта выдающийся тенор 20 века Вадим Козин. Творческий вечер организовал советский писатель-сатирик и драматург Виктор Ардов.

Анонсировал «Тагильский рабочий» приезд именитого шахматиста, чемпиона Украины Исаака Болеславского. В городе он даст несколько сеансов одновременной игры. Первую встречу проведет с шахматистами рабочего поселка Ново-Тагильского металлургического завода. Второй сеанс – для лучших шахматистов спортивных обществ «Локомотив Востока», «Спартак», «Динамо» и других.

Особенно популярным видом спорта в эти годы становятся лыжи – секции разворачивают по всему городу по вполне резонным причинам. В условиях затягивающейся войны лыжные отряды бойцов многое сделали для разгрома врага. Но и здоровье трудящихся прогулки по лыжным дорожкам тоже подтягивают. Как раз 25 января провели соревнования на призы городской газеты. На лыжне наравне с лучшими гонщиками города Волжениной, Кулагиным, Сазоновой, Сусловой и другими встретились молодые, но успевшие зарекомендовать себя лыжники –Варенцов, Чижов. В программе классические и военизированные эстафеты, спринт и масс-старт.

Для школьников в феврале решили устроить пионерский кросс ко дню рождения Красной Армии. Мальчики 12-13 лет пройдут на лыжах 2 километра, девочки этого возраста – 1 километр. Старшие пионеры посоревнуются по нормам ГТО. Во всероссийских гонках поучаствуют миллионы детей со всего Советского Союза.

В следующем выпуске мы окунемся в историю февраля 1942 года. Ждем от вас обратную связь и пожелания. Почта для писем: [email protected].

Благодарим за поддержку при подготовке проекта Центральную городскую библиотеку Нижнего Тагила

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*