1 октября – День музыки. В Нижнем Тагиле пройдет «Филармонический фейерверк»

1 октября весь мир отмечает Международный день музыки. В нашем городе по случаю праздника состоится десятый «Филармонический фейерверк» (6+).


Гала-концерт, состоящий из классики и джаза, эстрадных песен и ретро-хитов, академического вокала и сюрпризов от местных оркестров, будет посвящен Дню музыки, грядущему 300-летию Нижнего Тагила и нынешнему юбилею главного дирижера Нижнетагильской филармонии Владимира Капкана.

Владимир Иванович – один из основателей филармонии, оркестров «Тагильские гармоники» и «Демидов-камерата», имеет 25-летний педагогический стаж и опыт работы в должности начальника управления культуры администрации города.

В этом году ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». И именно он сегодня расскажет нашим читателям об особенностях музыкального фейерверка, сложностях подбора репертуара и многом другом.

От заводов к оркестрам

– В филармонии стало традицией проводить в День музыки яркие концертные программы, – начинает рассказ Владимир Капкан. – В этом году удачно совпало, что праздник будет накануне выходных дней и все наши меломаны могут завершить рабочую неделю, придя к нам на гала-концерт. «Филармонический фейерверк» – это залп творческих сил. Мы хотим показать все то жанровое разнообразие, которым обладаем, весь наш потенциал. И проанонсировать концертные программы предстоящего сезона.

Например, накануне знакового для Нижнего Тагила юбилейного года с его 300-летием нас будет связывать музыка. Ведь есть песни о нашем городе, произведения, связанные с ним. Мы обратимся не только к музыке нашего земляка Евгения Родыгина, но и выдающегося российского композитора Георгия Свиридова, к его замечательной сюите «Время, вперед». Каждый коллектив представит свой репертуар.

Интересной будет программа «ЗАВОДной оркестр». Исторически так сложилось, что духовой оркестр существовал еще при демидовском заводе. И в советские годы заводы системно поддерживали музыкальное развитие в нашем городе, существовали многочисленные самодеятельные коллективы с обширным репертуаром. В парках, на танцплощадках звучала духовая музыка. Не было, наверное, ни одного дома культуры, где бы ни создали свой оркестр.

Во Дворце культуры имени И. В. Окунева был симфонический оркестр, а это достаточно редкое явление. Профессиональный коллектив «Ником-Биг-Бэнд» существовал при Центре культуры НТМК.

Дзержинский район всегда отличало наличие технической интеллигенции с широким кругозором, которая и сегодня приезжает на наши концерты. Разумеется, завсегдатаями концертов филармонии являются и работники металлургического комбината, которые не просто приходят на концерты, а ценят музыку и разбираются в ней. Ярчайший пример – почетный гражданин города Михаил Аршанский.

Люди разных профессий тянутся к искусству. Для меня весьма примечательными являются и случайные встречи с тагильчанами вне стен учреждения культуры, когда люди узнают меня и искренне делятся впечатлениями о концертах, спрашивают о предстоящих программах.

Порой встречи происходят в неожиданных местах: к примеру, в магазине ко мне подошел мужчина и поделился, что не только ходит в филармонию, но живо интересуется искусством, неожиданно для себя увлекся музицированием, разучивает классические произведения по нотам, периодически бывает на концертах в Санкт-Петербургской филармонии, но при этом является постоянным слушателем и наших концертных программ.

Такой пример не единичный. Это дает вдохновение, силы и ощущение, что дело, которым мы занимаемся, востребовано и интересно людям.

Репертуар и авторское право


– У каждого оркестра филармонии есть свой дирижер. А какие задачи стоят перед вами, как перед главным дирижером?

– Да, в филармонии есть несколько дирижеров, которые руководят различными оркестрами. В основном я являюсь дирижером «Демидов-камераты». Возникают ситуации, когда нужно координировать общие вопросы, решить возникающие проблемы. Моя задача участвовать в формировании репертуара всех коллективов, чтобы это вписывалось в общую концепцию. Нужно решать вопросы сотрудничества с композиторами, аранжировщиками, с привлечением кадров в составы оркестров. При необходимости – распределять нагрузку дирижеров, работать с нотным материалом.

– Репертуар подбирать сложно? На что ориентируетесь в первую очередь, на собственные возможности, на предпочтение зрителей или на что-то еще?

– Как-то зашел в нотный магазин и задумался, глядя на витрины, здесь же десятки тысяч музыкальных произведений, которые создало и накопило человечество. Чтобы все это исполнить, жизни не хватит. Невозможно знать всю музыку, здесь всегда будет много открытий. И, конечно, наша миссия – выбрать лучшее.

В первую очередь смотрим на то, что имеет художественную ценность, будет интересно и доступно для восприятия самому разному слушателю. Еще один критерий – насколько готов оркестр исполнить выбранные произведения, их техническая сложность, виртуозность музыкантов, глубина содержания.

Нам важно заинтересовать нового слушателя и при этом не разочаровать ценителей. Необходимо, чтобы в репертуаре была не только общеизвестная классика. Но даже если мы способны сыграть произведение и оно будет интересно публике, еще один критерий – должен быть нотный материал, урегулированы вопросы с авторскими правами.

– Авторские права – больная тема?

– Ситуация иногда пугает. Одно дело выбрать произведение современного композитора и заплатить автору. Например, мы захотели как-то исполнить «Вальс» Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», нашли ноты на официальном сайте, где сразу указано, как их можно приобрести, на каких условиях, какие отчисления. Все достаточно прозрачно и комфортно. Но бывают ситуации, когда авторы передают права третьим лицам и у исполнителей возникают споры, у некоторых до судов дело доходит. Поэтому мы с опасением выбираем произведения современных композиторов, уточняем правообладателей.

Можно относительно спокойно использовать в концерте классические произведения, если со времени смерти автора прошел 51 год. Но есть примеры, когда правами на произведения известного композитора обладает издательство и за исполнение по его нотам тоже необходимо выплачивать определенную сумму.

Берите «Пушкинские карты»


– Филармония в числе первых в Нижнем Тагиле откликнулась на всероссийский проект «Пушкинская карта», предложив в перспективе подготовить для молодежи специальные программы. Как вы считаете, поможет ли эта карта привлечь подростков и студентов на концерты, спектакли, выставки в учреждения культуры?

– К идее создания «Пушкинской карты» отношусь очень хорошо. Чтобы привлечь молодых людей в театры и музеи, познакомить их с лучшими образцами искусства, необходимы затраты. Финансовая ситуация у всех разная, но у молодежи ресурсы достаточно скромные. И с появлением карты государство дало возможность подросткам и студентам бесплатно посетить театры и концертные залы.

Наша задача – предложить интересный предмет для знакомства с музыкой, специальные концертные программы для молодежи, которые бы позволили ей погрузиться в атмосферу филармонии. Это целевая аудитория и возможно будет цикл таких встреч. Средняя стоимость билетов на концерты 300-500 рублей и по карте можно посетить несколько. Обращения с вопросами уже были, рассматриваем варианты.

А еще я бы предложил создать подобную «Пушкинскую карту» для пенсионеров. У многих людей старшего поколения финансовые возможности скромные, но их бы не приходится убеждать идти на спектакль или концерт.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*