Отсутствие единой системы лицензионных требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, порождает серьезные проблемы как для участников рынка, так и для уполномоченных органов государственной власти. Об этом говорится в проекте доклада ФАС России о состоянии конкуренции за 2018 г.
На рынке предоставления медицинских услуг ФАС России еще в 2017 г. принято важнейшее решение о нарушении ч.1 ст.15 закона о защите конкуренции, выразившееся в неустановлении Минздравом требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования, напоминает антимонопольное ведомство. Разработанный министерством приказ № 121н содержит лишь перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, но не содержит абсолютно никаких требований, которыми должны руководствоваться соискатели лицензий, лицензиаты, органы лицензирования и надзора. «Нарушение привело к тому, что органы лицензирования, надзора и суды Российской Федерации по-разному применяют лицензионное законодательство в медицинской сфере. Такая практика фактически устанавливает барьеры доступа на рынок медицинских услуг и создает различные надзорные условия работы медицинских организаций по всей стране», – говорится в проекте доклада.
Однако, несмотря на очевидность существующей проблемы на рынках медицинских услуг, Минздрав и Росздравнадзор на протяжении 2018 г. пытались опротестовать предписание ФАС об установлении единых требований, которым должны соответствовать соискатели лицензий и лицензиаты. И хотя в результате Минздраву не удалось опровергнуть выводы антимонопольного органа о том, что приказ № 121н не содержит абсолютно никаких требований, которыми должны руководствоваться соискатели лицензий, лицензиаты, органы лицензирования и надзора, предписание ФАС до сих пор не исполнено.
Кроме того, сохраняются ранее выявленные проблемы в сфере оказания медицинских услуг, отмечается в проекте доклада. Так, в ходе проверок инспекцией ФАС России выявлено, что платные услуги, оказываемые госучреждениями, предусмотрены программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами и оказываются на тех же самых условиях. Застрахованным лицам необоснованно отказывают в оказании бесплатной медицинской помощи, с них взимается плата, медицинские изделия приобретаются пациентами за собственный счет в период оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Платные услуги оказываются медучреждениями в рамках общего графика работы, с использованием оборудования, помещений, расходных материалов, приобретенных за бюджетные средства и предназначенных для оказания бесплатной медицинской помощи. Время ожидания пациентом оказания медицинских услуг зависит от вида возмещения или оплаты этих услуг.
«По результатам 2018 г. наблюдается также стагнация в правовом проконкурентном регулировании оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС. Проблема отсутствия прозрачных механизмов распределения объемов медицинской помощи среди медицинских организаций сохраняется», – резюмирует ФАС.