Для роста потока медицинских туристов в Россию необходимо развивать передовые медицинские технологии и создать единую базу клиник, понятную для иностранных туристов. Такие рекомендации прозвучали на Х форуме регионов России, в рамках которого затрагивались вопросы развития здравоохранения.
Согласно индексу Медицинского туризма (MTI), к 2025 г. оборот рынка в мире превысит 3 трлн долл., ежегодный прирост оценивается минимум в 25%. Среди наиболее популярных стран – Канада, Великобритания, Израиль, Сингапур, Индия, Германия, Франция, Южная Корея, Италия. Россия традиционно не входит в лидеры подобных рейтингов, но потенциал у страны большой. Одной из точек роста медицинского туризма может стать Международный медицинский кластер в «Сколково», считают эксперты.
По словам президента Национального совета медтуризма Евгения Чернышева, медицинский туризм рождается с появлением разрывов: ценовых, законодательных (когда те или иные процедуры запрещены на территории страны) и технологических. Международный медицинский кластер как раз является решением многих таких «разрывов», островом передовой зарубежной медицины, отражающим, в чем именно Россия уступает другим странам.
Первый заместитель генерального директора Фонда ММК Ильдар Хайруллин, отметил, что в рамках развития медицинского туризма главный врач каждого учреждения должен понимать место своей организации в этом проекте. Важно определить, какие направления, специалисты привлекают основной поток пациентов из других регионов и стран; осознать, есть ли резервные мощности для принятия нового потока из-за границы, развита ли инфраструктура гостеприимства, способная обеспечить комфортное нахождение иностранцев в учреждении.
По мнению эксперта, существует три типа разрывов: в области управления социальными ожиданиями, в управлении медицинскими организациями, медико-технологический разрыв. Анализ последнего аспекта, осознание того, какие технологии и услуги побуждают россиян уезжать на лечение за рубеж, и является дорожной картой для Международного медицинского кластера, рождающей понимание, что необходимо привнести на нашу территорию. Прежде всего, это клинические биомаркеры, генная, лучевая терапия, анализ генома, конструирование искусственных органов, а также радиомика, системы поддержки принятия врачебных решений, Big Data. Все эти передовые технологии, активно используемые за рубежом, должны развиваться и в России, не только в условиях кластера, но со временем и на территории всей страны.
По мнению заместителя директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России Андрея Гайдарова, в борьбе за иностранных пациентов у отечественной медицины есть ряд объективных достоинств, например, стоимость услуг. Он подчеркнул, что прошедший в 2018 г. чемпионат мира по футболу позволил улучшить имидж нашей страны и оказать в необходимых случаях качественную медицинскую помощь туристам. Но для того, чтобы их поток увеличился, необходимо проработать некоторые сложности: создать отдельный вид визы и упростить ее получение, уделить больше внимания уровню владения иностранными языками, особенно среди среднего медицинского персонала, наладить взаимодействие с иностранными страховыми компаниями, а также решить проблему отсутствия признанной за рубежом системы внутреннего контроля качества оказания помощи.
Мерт Аккок, основатель и генеральный директор b2b Medical Encounters в Турции, стране, занимающей 3-е место по числу зарубежных пациентов, подтвердил, что основные проблемы России в плане привлечения иностранных пациентов – языковой барьер, не самый позитивный имидж на внешней арене и визовые сложности. Решение этих проблем в сочетании с доступными ценами, использованием новых инвазивных методов, на его взгляд, позволит выполнить к 2025 г. поставленный план по количеству иностранных пациентов.
Исполнительный директор Национального совета медтуризма Наталья Юдина полагает, что нет смысла привлекать медицинских туристов, пока не будет выстроена полноценная система их приема. Необходимо создать пошаговый план для клиник по построению работы с иностранными гражданами, ввести позицию врача общей практики, способного на первичном приеме решить проблемы пациента, четко определив его потребности и направив к профильному специалисту. Не менее важно организовать работу персонала таким образом, чтобы в стационаре всегда присутствовал человек, владеющий английским языком.
Еще одной важной проблемой для развития медицинского туризма участники рынка считают информационный вакуум. Нет общей базы, в которой иностранный пациент, желающий получить медицинскую помощь на территории России, может получить информацию о той или иной специализации, особенностях приема в различных клиниках. В ближайшее время Совет медтуризма планирует запустить интернет-платформу, где в доступном виде будет представлена информация по работе всех государственных и частных клиник на территории России.