Уралвагонзавод: от танков – к воздушным кораблям

Новости СМИ2

Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения Давида Залмановича Бимбата

Принято считать, что эра воздухоплавающих кораблей в нашей стране закончилась в 1940-е годы, на самом деле история дирижаблестроения продолжалась в 1960-е. И не где-нибудь, а на Уралвагонзаводе!

Давид Бимбат родился в Нижнем Новгороде и с детства увлекался романами Жюля Верна, грезил путешествиями по воздуху. Также внимательно изучал труды Константина Циолковского. Воевал. В 1956 году окончил моторостроительный факультет Казанского авиационного института. Был направлен в Нижний Тагил в танковое КБ (сегодня – Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения).

В начале 1960-х Бимбат создал общественно-конструкторское бюро по дирижаблестроению. В него вошли несколько десятков молодых инициативных инженеров, конструкторов и экономистов. Даже жена Давида Залмановича, тоже конструктор по образованию, настолько увлеклась идеями супруга, что бросила все домашние дела и присоединилась к коллективу. Энтузиасты заседали после работы в Дзержинском дворце пионеров. Составили конкретный план работы, который одобрили московские дирижаблисты. Занялись экономическими расчетами по эксплуатации дирижаблей и эскизным проектированием грузовых гондол и оболочек.

Почему в СССР прекратили выпускать дирижабли? Их оболочки заполнялись водородом – горючим и взрывоопасным газом. Кроме того, с развитием авиации и в условиях Великой Отечественной войны дирижабли в связи с тихоходностью и плохой маневренностью отошли на второй план. Но появился гелий – легкий, относительно недорогой и негорючий газ. И все чаще от полярников, геологов, лесников, охотников и ученых стал звучать призыв вернуть дирижабли в народное хозяйство.

Но первый заказ в ОКБ поступил от Центральной студии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. В начале 1960-х она приступила к экранизации романа «Гиперболоид инженера Гарина». Съемочной группе нужен был дирижабль, который упоминался в тексте.

Кому-то из операторов попалась на глаза статья «Дирижабли просятся в небо», опубликованная в «Комсомольской правде». В ней инженер Бимбат делился своими мыслями и наработками в этой области. Киношники тут же ухватились за выпавший им шанс и отправили в Нижний Тагил телеграмму.

Проект был сделан в рекордно короткий срок – за два месяца. Давид Заламанович хотел построить настоящий дирижабль, однако студия не поддержала эту идею и попросила лишь макет.

Мало кто в это верил, но действующая модель дирижабля «Урал-2» все-таки поднялась в воздух. И даже привыкшие к различным чудесам киношники присвистнули от удивления. Символично, что полет состоялся 18 марта 1965 года – в день, когда Алексей Леонов впервые в мире вышел в открытый космос.

В течение двух недель «Урал-2» выполнил еще несколько полетов и стал первым отечественным дирижаблем с оболочкой, наполненной гелием. После этого в адрес директора Уралвагонзавода Ивана Окунева полетели заказы от разных организаций. Но финансирования не было…

Несмотря на все сложности, Давид Залманович продолжал работы, но уже в Свердловске. В начале 1980-х в воздух поднялся «Урал-3» (уменьшенная копия). Он должен был помогать в освоении севера Тюменской области: перевозить грузы, проводить линии электропередач, доставлять к месту работы геологов, буровиков, геодезистов. Однако и этот проект не получил поддержки на высшем уровне.

Скончался Давид Залманович 6 июля 2008 года.

ФОТО ИЗ АРХИВА УРАЛВАГОНЗАВОДА.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*