Тагильскому танкостроению – 80 лет

Тагильскому танкостроению исполнилось 80 лет. В 1941 году на Уральском танковом заводе собрали первый танк Т-34. С того момента по сегодняшний день тагильское предприятие выпустило более 100 000 боевых машин, которые стоят на вооружении 77 стран мира. И это абсолютный рекорд в мировом танкостроении.

  

Первая «тридцатьчетверка»

История тагильского танкостроения началась с приезда в эвакуацию завода № 183 из Харькова в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров. Так, 1 октября 1941 года первый эшелон со специалистами, рабочими, сотрудниками отдела № 520 главного конструктора завода №183 по танкостроению прибыл в Нижний Тагил. Перед ними стояла архиважная задача – организация на Уралвагонзаводе серийного производства новейшего на то время отечественного среднего танка Т-34. 18 декабря 1941 года на Уральском танковом заводе №183 был собран первый танк, а уже 31 декабря военным представителям были переданы первые 25 «тридцатьчетверок».

В последующие военные годы ставший легендарным танк прошел все этапы совершенствования. Танк Т-34-85 был признан как союзниками Советского Союза, так и его противниками лучшим средним танком Второй мировой войны.

– Начиная с первых встреч с этим танком, немцы были вынуждены признать его превосходство над аналогичными боевыми машинами, состоявшими на вооружении вермахта, – рассказывает Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения. – Противники при возможности использовали Т-34 в качестве трофейной машины, пытались скопировать ее, но это не получилось. Ими были разработаны новые танки, в которых реализовывались технические решения Т-34. Эта машина является самым массовым в мире танком. За годы войны его изготавливали и на других танковых заводах СССР. Всего было произведено свыше 60 тысяч машин. Сегодня это непревзойденная цифра.

После войны «тридцатьчетверка» оставалась по-прежнему популярной. Чехословакия, Югославия, чуть позже Франция и Германия, имевшие большой опыт в танкостроении, использовали Т-34-85 как эталон при создании своих танков.

На новый уровень за 16 лет

В 1951 году главный конструктор по танкостроению Уральского танкового завода Александр Александрович Морозов, возглавлявший КБ в годы войны и первые послевоенные годы, переезжает в Харьков. Ему на смену в 1953 году приходит Леонид Николаевич Карцев. За 16 лет, которые он провел на этом посту, танкостроение вышло на новый уровень. Практически все танки первого послевоенного поколения серийно производились и поставлялись в советскую армию и за рубеж в большом количестве. Танки Т-54А и Т-55 в течение длительного времени изготавливались по лицензии в Польше, Чехословакии и Китае. Под руководством Карцева было разработано, в том числе, значительное количество опытных и экспериментальных машин. Полученный при этом опыт был использован в дальнейшем при создании других, более перспективных машин. Одна из оригинальных машин, разработанных в 60-х годах, ИТ-1. Это единственный в мире серийный высокозащищенный ракетный танк в мире. 

– В 1968 году по постановлению правительства на базе харьковской машины «объект 434» был разработан опытный образец танка «изделие 172». В 1970 году при новом главном конструкторе Валерии Николаевиче Венедиктове был создан танк «изделие 172М», который в 1973 году был принят на вооружение под названием «танк Т-72», – говорит Дмитрий Колмаков. – С этого момента тагильское танкостроение вышло еще на более высокий уровень. Танк Т-72 стал самым массовым основным боевым танком в мире. За период с 1974 по 1990 гг. Уралвагонзаводом было изготовлено 20544 танка. Пик производства пришелся на 1985 год. Тогда в год было изготовлено, можете себе представить, 1559 машин! С конвейера завода сходило около 130 машин в месяц, по четыре в день. Для сравнения, американцы в течение 1980-1993 годов произвели 8126 танков «Абрамс», а немецкие танкостроители с 1978 по 1992-й изготовили и того меньше: 2640 танков.

Благодаря технологичности, простоте, феноменальной надежности, высокой ремонтопригодности машина получила широкое распространение во многих странах мира. Число стран-эксплуатантов на сегодня доходит до 50. Кроме того, танк Т-72 изготавливался по лицензии в Польше, Чехословакии, Югославии, Индии и Иране.

Последние разработки

В 1987 году руководство вновь сменилось. Главным конструктором стал Владимир Иванович Поткин. Буквально через три года начались 90-е. В это тяжелое время Владимир Иванович не только сумел сохранить коллектив КБ, но и проводил модернизацию производства и исследовательской базы КБ. В отделы стали поступать ПЭВМ. Продолжалась работа по созданию новых образцов. В 1992-1994 годы были приняты на вооружение танки Т-72БМ, Т-90, Т-90С, Т-90К, в 1999 г. – инженерные машины разграждения ИМР-3 и ИМР-3М. Велась работа и по перспективному основному боевому танку. Сегодня танк Т-90С – наиболее востребованная боевая машина на мировом рынке вооружения, изготавливающаяся по лицензии в Индии, и состоит на вооружении в девяти странах мира.

В новом веке и под руководством главных конструкторов Владимира Борисовича Домнина, а с ноября 2011 года Андрея Леонидовича Терликова продолжилась работа по совершенствованию танков, инженерных и специальных машин, разработанных ранее, и по разработке перспективных машин различного назначения.

В 2012 году был принят на вооружение Российской армии танк Т-72Б3, а в 2018-м – танк Т-72Б3М и боевая машина поддержки танков БМПТ, не имеющая сегодня аналогов ни в одной армии мира. Мощное вооружение с большим боекомплектом и всеракурсная защита, современная система управления огнем, приборы наблюдения, командная управляемость в сочетании с высокими динамическими характеристиками делают ее универсальным средством, способным одинаково эффективно действовать как при проведении общевойскового боя или контртеррористической операции, так и в ходе выполнения миротворческой миссии. Первая партия серийных БМПТ изготовлена Уралвагонзаводом и поставлена Российской армии.

Дмитрий Колмаков

В 2019 году успешно завершены государственные испытания танка Т-90М «Прорыв» – самого современного в семействе «девяностых», находящегося на уровне лучших зарубежных образцов, а по ряду показателей и превосходящего их.

Модернизация «девяностого» оказалась настолько многоуровневой, что Т-90М «Прорыв» по праву можно считать новой боевой машиной. На нем полностью заменена башня, модернизированы силовая и трансмиссионная установки, ходовая часть, повышен уровень бронестойкости. В настоящее время в рамках гособоронзаказа Уралвагонзавод серийно изготавливает и поставляет эти боевые машины Российской армии.

– «Прорыв» – мощная и очень удобная машина. Управление легкое. Это как велосипед: один раз научился – и больше не забудешь! Т-90М – танк для современной армии! – говорит Максим Горбунов, контролер-испытатель боевых и специальных машин Уралвагонзавода.

Будущее тагильского танкостроения – это танк Т-14 на платформе «Армата». Аналогов этой боевой машине в мире нет. Экипаж танка находится в бронекапсуле ниже уровня башни, что обеспечивает его высокую защищенность. Т-14 значительно превосходит танки всех стран по боевой мощи. Кроме того, КБ осваивает и направление робототехники. В 2019 году на рассмотрение министру обороны Сергею Шойгу был представлен тяжелый робототехнический комплекс.

– 80 лет танкостроения в Нижнем Тагиле коллектив нашего конструкторского бюро прошел с честью, выполняя качественно и в срок поставленные задачи, и вышел на лидирующие позиции в мировом танкостроении. Есть все основания полагать, что такая тенденция продолжится и в будущем, – сказал Дмитрий Колмаков.

ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ УВЗ.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*