В начале этого года стало известно, что руководство концерна General Motors приняло решение ликвидировать австралийскую марку Holden, которая просуществовала более 160 лет. Было объявлено, что она уйдет в небытие до начала 2021 года, и сегодня официально последний день ее существования.
Основателем компании был английский эмигрант Джеймс Холден, который в 1856 году организовал седельный бизнес в Аделаиде. В начале двадцатого века компания занялась ремонтом автомобильных салонов, в 1918-м взялась за производство автомобильных кузовов, которые устанавливались на импортируемые шасси различных марок. А в 1948 году компания Holden вошла в состав американского концерна General Motors уже в статусе полноценного автопроизводителя.
Первая модель марки: Holden 48-215 1948 года
Во второй половине прошлого века Холдены находили на домашнем рынке сотни тысяч покупателей ежегодно. Однако в начале XXI века местные автопроизводители стали неконкурентоспособными и вчистую проигрывали борьбу зарубежным компаниям. Например, в 2019 году первое место по объему продаж в Австралии занял пикап Toyota Hilux, который нашел около 47 тысяч покупателей.
Разумеется, на падение спроса обращали внимание и в GM, однако Holden на правах отечественного производителя в Австралии постоянно получал поддержку со стороны государства. Сохранение производства автомобилей обходилось государству в копеечку: из-за дорогой рабочей силы, а также больших затрат на логистику и производство компонентов выпускать машины в Австралии стало примерно в пять раз дороже, чем в странах Юго-Восточной Азии.
Отчасти проблемы с поставками комплектующих долгое время решала унификация деталей, которые отправлялись на австралийские заводы компаний Holden, Ford и Toyota. Множество компонентов, начиная от каркасов для кресел до колес, для них выпускало одно предприятие, поэтому, когда в 2013 году Ford объявил о скором закрытии австралийского завода (он завершил работу в 2016-м), стало понятно, что трудностей с поставками уже не избежать. Выпускать комплектующие только для двух компаний было невыгодно, поэтому уже через год после Форда практически одновременно свои предприятия закрыли и Toyota, и Holden.
Тогда же из гаммы марки Holden исчезли локальные модели, а некогда весьма популярный среди местных покупателей сегмент «ютов» (то есть легковых пикапов) попросту вымер. Последние несколько лет под маркой Holden в Австралии продавали копии европейских моделей Opel, корейские и американские кроссоверы, а также рамные модели Trailblazer и Colorado (их привозили из Таиланда). За считаные месяцы до объявления о предстоящей ликвидации Holden постоянно обновлял антирекорд по объему продаж: все десять моделей бренда на австралийском рынке в совокупности расходились практически в полтора раза меньшим тиражом, чем та же Toyota Hilux.
Напомним, ранее GM сократил присутствие на большей части рынков с левосторонним движением — в Великобритании, Японии, ЮАР и Индии. После закрытия марки Holden в Австралии и Новой Зеландии единственным таким рынком остался Таиланд, но адаптировать массовые модели под местные требования будет попросту невыгодно, так что и там General Motors, судя по всему, скоро прекратит работу.
Отныне поставками американских машин в Австралию будет заниматься подразделение General Motors Specialty Vehicles (GMSV), которое переделывает ввезенные из США автомобили, переставляя руль с левой на правую сторону. По такой схеме до австралийского рынка уже добрались спорткары Chevrolet Camaro и пикапы Silverado, а во второй половине 2021 года в продаже должен появиться новый Corvette, у которого праворульная модификация впервые будет в заводской гамме.