GLP
Автовладельцев предупредили о росте числа угонов. Мол, в непростой экономической ситуации злоумышленники будут похищать машины на запчасти. Депутаты уже предложили ужесточить наказание для автоворов и приравнять кражу транспорта к тяжким преступлениям. Журналисты программы "Вести. Дежурная часть" узнали, как обстоят дела с продажей деталей в разных уголках страны, и есть ли защита от преступных уловок.
Пятигорские полицейские штурмуют замок серийных автоугонщиков. По-другому их крепость не назвать – высокие кирпичные стены и массивные ворота. За ними преступники как раз разбирали очередную украденную машину.
Оперативники усаживают рецидивистов в служебное авто и обыскивают криминальное логово. Шикарные интерьеры, резные зеркала и скромно припрятанный комплект инструментов. С помощью него преступники угнали LADA Priora.
"Сразу же позвонил в отдел полиции, уточнил, что у меня угнали мой личный автомобиль", – рассказывает хозяин украденной машины Георгий.
Автоэксперты бьют тревогу: в ближайшее время число угонов может резко возрасти. Под угрозой не только отечественные "Лады". По оценкам специалистов, в зоне риска – бюджетные Renault, корейские кроссоверы среднего класса и премиальные "немцы". Судьба машин незавидна. Скорее всего, их распилят и распродадут по частям. С запасными агрегатами сейчас туго: одни исчезли с прилавков, другие резко подорожали.
"Клиенты обращались к нам неоднократно с подбором шин и дисков, что своровали диски. За штуку я встречал объявления. На рынке таких колес творится хаос. Если дорогие эксклюзивные диски и резина 22-23-го диаметра низкопрофильная, то человек может попасть на миллион-полтора, за ночь оставят машину на кирпичах", – говорит руководитель отдела продаж шинного центра Евгений Усольцев.
Калининград долгое время считался первой остановкой европейских авто в России. В городе расположен один из крупнейших рынков подержанных четырехколесных "немцев" – "Борисово". Сейчас ряды торговой площадки заметно опустели. Одинокие продавцы скучают, выглядывая из павильонов. А редкие клиенты заглядывают только за мелочевкой. Все самое интересное уже смели с прилавков. И с машин.
"Я недавно здесь машину, на Емельянова поставил – у меня колеса сняли. Просто она осталась на пеньках. Никогда такого не было. Машина полностью в сборе, с документами стоит 330 тысяч. Криминал будет расти, потому что, если ее продать по запчастям, можно продать в районе 400 тысяч", – объясняет продавец подержанных автомобилей Андрей.
Цены подскочили и в противоположной части страны. Самый крупный авторынок Приморья "Зеленый угол". Сюда приходят машины из Японии. Продавцы жалуются: вынуждены торговать "остатками" – нет новых поставок автомобилей и запчастей. И не известно, что будет, когда склады и стоянки опустеют.
"Нам японцы не отдают наши оплаченные машины. Новые стойки выросли в два-два с половиной раза. Раньше стоила 7-8 тысяч, сейчас – 15-16 у поставщика, то есть без накрутки магазина", – говорит владелец компании по авторазборке автомобилей Алексей Кузнецов.
Владельцы магазинов, судя по всему, тоже решили разжиться на дефиците. Мелкие торговые точки в конце февраля скупили редкие детали оптом и теперь, словно, соревнуются друг с другом в цене.
"Если брать стоимость за аналогичный период прошлого года, то рост составляет более 40%. Но это опять же срабатывают предыдущие запасы. Как только они будут сработаны, обновленные цены, которые дают поставщики автозапчастей, будут изменены в большую сторону", – прогнозирует генеральный директор агрегатора автосервисов Антон Яковлев.
Автовладельцы пытаются своими силами защититься от угонщиков. В магазине автозапчастей на витрине с "секретками" для колес висит табличка "Переоценка". Спрос на этот нехитрый товар вырос в десятки раз.
"Секретки" берут абсолютно все. Причем не только себе, но и соседу, и жене, или мужу, сестре. Каждый, кто берет колеса, как правило, берет к ним "секретки", – рассказывает менеджер автомагазина Николай.
Автоблогер Ян Семенов уверен, что, если машина не защищена элементарными блокираторами руля или колес, ее можно "увести" за пару минут. В ходе специального эксперимента, на примере собственной подержанной "девятки", Семенов в роли дворника угоняет авто… дворником.
Как видно, у опытного преступника угон занимает всего несколько секунд. И для него достаточно обычного автомобильного дворника.
Современные противоугонные системы могут испортить ночную вылазку любому воришке. Директор сервиса Алексей Курчанов показывает ноу-хау в мире автозащиты – специальные чипы, которые вшиты в проводку. Машина заглохнет при попытке тронуться без специального ключа и пароля.
"Это вот такие вот импланты. Они малюсенькие. Они вживляются в штатные жгуты автомобиля и выполняют свою противоугонную функцию, то есть в нужный момент блокируют двигатель. Их невозможно найти с помощью самого современного диагностического оборудования", – рассказывает и показывает руководитель сети автосервисов по установке противоугонных систем Алексей Курчанов.
Такие противоугонные системы стоят больше 100 тысяч рублей. Не каждый сможет себе позволить. А потому эксперты по безопасности советуют автовладельцам оставлять своих "железных коней" в людных местах или на платных стоянках, навинчивать разные "секретки" и надеяться, что автоугонщикам серьезно ужесточат наказание.
"Нужно здесь работать на опережение. Я считаю очень важным своевременное ужесточение ответственности уголовной. Мы не должны опускаться до 1990 годов, когда надо было ехать на рынок автозапчастей и покупать запчасти с машины вашего соседа. Люди должны знать, что за это будет совершенно другая ответственность", – заявляет депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Павел Крупник.
Работа над новым законопроектом уже началась. И, возможно, в ближайшее время автоугоны и продажу краденых запчастей приравняют к тяжким преступлениям. Тогда перспектива отправиться в колонию на 10-15 лет, наверняка обезопасит машины лучше любых противоугонных систем.
Еще больше интересных и важных новостей на сайте "Смотрим", в нашем Telegram-канале и Яндекс.Дзен. Новости сайта "Вести" – на страницах ВКонтакте, Одноклассников, Яндекс.Дзен и Telegram