Статистика констатирует: в середине 2024 года поездки на такси в РФ стали дороже на четверть по сравнению с прошлогодними, выросли в среднем до 43,11 рубля. Что же случилось?
Бомбилы выходят на рынок
В 2023-м сводки с рынка перевозок внушали исключительно бодрость и оптимизм. Популярность такси росла, количество поездок увеличилось на 8% – с 3,05 до 3,29 млрд. Хоть какой-то отраслевой рынок стал развиваться почти успешно. Пока за него не взялось государство.
Вступивший в силу закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сильно переформатировал ситуацию. Для легкового такси введено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, чтобы возмещать причиненный при перевозках вред жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Еще новация: агрегаторы по новому закону могут подключать к своим услугам только легальных водителей, которые маркируют авто «шашечками» и входят в официальные региональные регистры. Водители платят налоги, проходят ежедневные медосвидетельствования и регулярные техосмотры.
Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто отмечает, что законодательные изменения были призваны очистить рынок от бомбил и повысить уровень безопасности пассажиров. Однако при реализации закона получилось наоборот.
Как оказалось, к моменту введения закона в действие необходимого количества контрольных пунктов в стране создать не успели. Требования к таксистам ужесточили, но не предоставили возможности им соответствовать. Поэтому к нужному сроку далеко не у всех таксистов был на руках необходимый набор документов. А куда же без них?
Кроме того, по новому закону о такси, помимо прочих документов, водители машин с «шашечками» также должны иметь на руках полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Но его до сих пор нет у большинства! Не успели получить и разрешения на работу от Минтранса. Будучи не в состоянии выполнить всевозрастающие требования законодателей, водители поневоле вынуждены уходить в тень. То есть из законопослушных таксистов превращаться в полулегальных бомбил, которые не платят налогов государству.
В Госдуме подсчитали, что ущерб бюджету от перехода таксистов на серые схемы работы достигает 30 млрд рублей. Это цена неумелого вмешательства государства в рынок, который хоть как-то работал. А поездки на официальных такси уже становятся для многих непозволительной роскошью.
Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм