Цех – как дом родной!

Новости СМИ2

Перед встречей мне коротко рассказали о Сергее Николаевиче Козионове. С 1995 года работает в цехе. Отмечен грамотой главы города, медалью за отличие в труде, наставник, участник локальных войн (Афганистан), правительственная награда – кавалер ордена Красного Знамени. Коммуникабельный, отзывчивый, скромный – так его охарактеризовали коллеги.

Мы встретились в музее Уралвагонзавода – Сергей Николаевич на полчаса оставил свое рабочее место.

Сергей Козионов в 80-х

– Как попали на завод?

– Я учился в 87-й школе. Закончил 8 классов. Тогда был длинноволосым. Пришел к директору, а тот сказал: «Иди постригись». Не постригся. Старшие товарищи мне посоветовали не учиться в училище, а идти на завод, там всему научат. Так и сделал – устроился в цех №385 подсобным рабочим.

Первое время удивлялся участку автолиний по производству вагонных осей. Тогда это была такая техника современная, все в автоматическом режиме работало. После армии пришел в этот же цех, на участок запрессовки колесных пар. Там процесс такой: растачивается колесо под размер оси, потом происходит запрессовка этих колесных пар. Дальше – по цепочке на другой участок.

Я два раза уходил из цеха, но потом все равно возвращался. Как-то мне сказал один из наших бывших начальников цеха: «Ну что бегаешь? Это твой дом родной!» И вот непрерывный стаж считается с 1995 года.

– И сейчас растачиваете колеса?

– Сейчас работаю токарем-карусельщиком, но освоил программный станок. На нем делаю инновационную пару колес повышенной твердости.

– С техникой на «ты»?

– Как-то в сезон отпусков меня поставили на один из станков, на котором давно не работал. Начал процесс, а станок меня не слушается: кидает размер. А там сотые доли миллиметра нужно растачивать. Не понял сначала, в чем дело. Но буквально через неделю станок у меня работал, как швейцарские часы.

Сергея Козионова сразу видно на фото. На его груди не одна награда.

– И в чем же была проблема?

– Там суть-то в чем: чистовую пластину нужно перемещать на другой сектор. Я далеко не стал двигать, буквально на два-три миллиметра. И за счет этого выиграю в шероховатости, ведь она играет большую роль. Если у тебя шероховатости вообще не будет, «лысая» обработка – тут, как говорится, только в брак эту колесную пару закатать.

– Секретом поделились с коллегами?

– Да.

– Много воспитали преемников?

– Раньше много учеников было. Не сосчитать.

– Но вы же так и не получили образование…

– Был такой случай у нас наглядный (Сергей Николаевич улыбается). Это было давно, в конце 90-х. К нам пришел токарь. Он работал во многих цехах, учился в училище. Мы с ним работали в одной бригаде. Он все делал так, как учили. Но была небольшая ошибка: затуплял режущую кромку резца, и она давала очень гладкую поверхность. В итоге при запрессовке получался брак. Прессовщик ему говорит: «Подойди к напарнику и спроси…»

Он отвечает: «Да ты что? Он не учился, а я учился! Что он мне расскажет?»

  

«Ну у него ведь нет брака. Подойди к нему, спроси».

Он уперся и не пошел. Так дело продолжалось неделю. Потом ему пришлось подойти ко мне и спросить, в чем причина. Я ему объяснил, и после этого у него дела пошли. Вот это говорит о чем: практический опыт тоже свою роль играет.

Автоматическая линия по производству вагонных осей в цехе колесных пар. Запущена в эксплуатацию в 1974 году.

– Вас называют отзывчивым.

– Раньше часто где-то участвовал. Такое чувство было, что я один и все ко мне обращались. Февраль – самый насыщенный месяц. Посещал в день по две-три школы. Все, что мог в воспитании подрастающего поколения, – сделал. И детей больше интересовала служба в Афганистане.

Попал туда в самом начале. Служил в 177-м Двинском мотострелковом полку. Он входил в состав 108-й Невельской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии. Одна из задач нашего полка – охрана перевала-дороги жизни.

Управления 177-го мотострелкового полка и 738-го отдельного противотанкового артиллерийского дивизиона расположились в городе Джабаль-Уссарадж, на выходе из ущелья реки Саланг, в котором проходит автомобильная дорога, ведущая в СССР. Части полка расположились сторожевыми заставами вдоль дорог ведущих из Джабаль-Уссараджа в Кабул (до Калакана), Баграм, Махмудраки и в Гульбахор, который запирал выход из Панджшерского ущелья на Чарикарскую равнину.

– Хотел посчитать, сколько раз меня могли убить там, но сбился со счета, – смеется Сергей Николаевич.

– Дети пошли по вашим стопам?

– Старший сын Александр работает у нас в цехе. Окончил машиностроительный техникум и горный университет в Екатеринбурге.

Андрей, младший, после училища с профессией станочника широкого профиля, с дипломом нижнетагильского пединститута работает на предприятии «Урал». А начинал тоже в нашем цехе.

На этом наш разговор закончился. Токарь вернулся в свой родной цех. Выходя с проходной, поймал еще раз себя на мысли: вот на таких, как Сергей Козионов, и держится сейчас промышленность. Профессионалы, не боящиеся ручного труда, прошедшие через армию, войну, воспитавшие своих детей – таких же профессионалов.

ФОТО: СЕРГЕЙ КАЗАНЦЕВ

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*