Президент Ассоциации управдомов Свердловской области, преподаватель кафедры экономики жилищного, коммунального хозяйства и энергетики ЖКХ УрГЭУ Елена Баженова о приближающейся «мусорной» реформе.
– К сожалению, в отношении изменения организации вывоза отходов нет единого, подходящего для всех территорий, однозначного решения. Но принципы системы обращения с отходами сформулированы в федеральном законе «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ. Законодатель не настаивает на применении именно контейнерной системы сбора отходов, система должна быть принята, в первую очередь, как доступная, так и технологичная. Вывоз автотранспортом никоим образом не исключается.
Многое зависит от действующей на территории схемы обращения с отходами. Будет осуществлен контроль за новой схемой. Если она не сработает, попробуют иные технологические решения.
Постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены предельные сроки, в течение которых ТКО обязаны быть удалены с мест их накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) – не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) – не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Если такой график будет соблюдаться – ни крысы не заведутся, ни экологическая обстановка не пострадает. В случае нарушения сроков собственник земельного участка вправе требовать от регионального оператора надлежащего исполнения своих обязанностей.
– Известно, что во многих муниципалитетах применяют разные механизмы сбора мусора. Из многоквартирников мусор собирают на контейнерных площадках и вывозят по графику, а из частного сектора – автотранспортом. Им тоже предстоит непростая перестройка?
– Прошу сразу разделить два понятия. Согласно п.1 ст. 13.4 89-ФЗ, «накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации». Но при описанной схеме накопления не происходит, следовательно, существующий оборот ТКО не противоречит законодательству и также может существовать параллельно, при условии, что данное положение закрепят в территориальной схеме.
Если говорить о действительно новых условиях обращения с ТКО, я бы все-таки выделила не «надуманный» всеобщий переход на контейнерный сбор, а следующие моменты.
Во-первых, законодательство идет в сторону закрепления за собственниками земельных участков, в границах которых возможно накопление ТКО: появляется не только обязанность заключать договоры с региональным оператором, но и право следить за исполнением последним своих обязанностей.
Во-вторых, в реформе федерального масштаба я вижу не столько желание разрушить все сложившиеся методы работы с отходами, сколько попытку предложить более современные. В том числе посредством проводимых реформ государство готово взять на себя ответственность за соблюдение надлежащей экологической обстановки. Любая сложная система требует времени на отладку, но затем, я уверена, она будет работать, как часы, во благо людей.
В-третьих, именно региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами предстоит внедрять новые прогрессивные технологии в схему обращения отходов. Они разработают инвестиционные программы, привлекут инвесторов. Конечно, это будут долгосрочные проекты, которые с приходом инвесторов на рынок ТКО начнутся скорее.
– Готовы ли свердловские коммунальщики к переменам? Какие проблемы неизбежны на начальном этапе перехода на новую систему сбора ТКО?
– Если говорить о том, какие проблемы неизбежны на первоначальном этапе, то, я уверена, их не будет, так как революционных перемен никто устраивать не собирается. Все произойдет поэтапно. А вот что точно неизбежно – так это огромное количество вопросов у потребителей.