1418 дней города красного неба. Сентябрь 1944 года: открытие индустриального института, подпольные аборты, приезд знаменитого актера

За 1418 дней, которые длилась Великая Отечественная война, вышло 1066 номеров газеты «Тагильский рабочий». На долгое время она стала едва ли не единственным источником информации для тысяч жителей Нижнего Тагила, мощным оружием мобилизации и пропаганды. Нам стало любопытно узнать, как жил тыловой город в 1941-1945 годах, и попытаться рассмотреть за газетными строками жизнь обычного человека. Об этом исторический спецпроект ИА «Все новости» – «1418 дней города красного неба». Все публикации читайте здесь. Этот выпуск – о сентябре 1944 года: в Тагиле открывают индустриальный институт, судят женщину, которая занималась незаконными абортами, в город приезжает известный актер Александр Хвыля. Материал для вас подготовила Полина Марченко.

Сентябрь 1944 года. Героическая Красная армия одерживал победу за победой и уже вплотную подошла к «логову фашистского зверя» – к границам Восточной Пруссии. Но расслабляться рано, фронт требовал танки, артиллерийские орудия, боеприпасы. В Нижнем Тагиле рабочие трудились на пределе возможностей – в местной многотиражке снова и снова объявляют о производственных рекордах. 24 часа подряд не выходила из цеха фронтовая молодежная бригада сборщиков т. Неймана. Нужно было срочно подогнать пальцы для крейцкопфа, а в последнюю минуту выяснилось, что есть не менее важное задание по ремонту первой домны. Состав бригады остался еще на 10 часов.
Высококвалифицированные револьверщики Шакуров и Коваленко получили указание обработать по 17 сложных и трудоемких деталей. Такое количество впервые задавалось в цехе. 28 единиц дал Шакуров и столько же Коваленко. Выработка двух стахановцев стала рекордной. Знатный обрубщик Михаил Журавкин выполнил двухгодовую норму. Сотни деталей, выданных им, отличаются безукоризненным качеством. Молодой токарь Андрей Жуков работал сразу на 9 станках: за себя и за соседа.

«Машинного времени было достаточно. Единственное затруднение – перевернуть сотню деталей весом в 35 килограммов каждая. Но ведь это же не каждый день. Вечером, когда пришел сменщик Aндрея, его поразила цифра 345 деталей против фамилии Жукова».

«По-фронтовому завершить уборку на полях», – под таким лозунгом жили тагильчане в ту пору. Борьбу за урожай приравнивали к борьбе за победу на фронте. Хлеб требовался армии, как оружие и боеприпасы. В совхозе, где директором т. Чулков, уже в первых числах сентября из 193 гектаров зерновых убрано более двух третей. С площади 10 гектаров полностью собран горох. Комбайнер Терентий Будрин при норме 8 гектаров убирал в день по 30 гектаров. Тракторист Даниил Фильченко, работая на жатке, выполнял норму до 180%.

Рекордной производительности достигли сноповязальщицы Елена Захарова и Надежда Малеева. При норме 300 снопов они 31 августа связали по 2512 каждая. Первого сентября стахановки связали по 3006 снопов, выполнив норму больше, чем на 1000%. Через несколько дней Елена Захарова перекрыла свой рекорд: вместе с другой сноповязальщицей Марией Зябревой связали 3526 снопов, и каждая выполнила дневную норму на 1233%. Они же на уборке картофеля при норме 800 килограммов в день выкапывали до 4520 килограммов каждая, выполняя задание более чем на 500%.

Были и такие совхозы и колхозы, где царила полнейшая неорганизованность и безответственность. В колхозе «Заветы Ильича» сев озимой ржи по существу сорван: готово всего 60 гектаров вместо 100. Два трактора не работали, так как не отремонтированы. Заготовка кормов для скота провалена. Сенокошение прекратили, хотя осталось не обработанных 200 гектаров угодий.

Огородники Сталинского района решили продемонстрировать урожай перед участниками сессии городского Совета депутатов трудящихся и представили на выставке плоды своих трудов. Экспозицию украшали экзотические фрукты, в том числе южные яблоки, арбузы, дыни, а также овощи, поражающие своими размерами.

«Разве тагильчане не вправе гордиться успехами огородника т. Маркина. На земле, из недр которой веками русский народ извлекает железную руду, медный колчедан, золото, платину, асбест и многие другие ископаемые, он вырастил капусту весом из 8,5 килограмма <…>Вторым, ведущим экспонатом на выставке по общему согласию посетителей признана тыква, выращенная в парниках детского сада №5. Свыше 16 килограммов весит этот зеленоватый плод», – восхищались корреспонденты «Тагильского рабочего».

Тагильским яблокам в местной газете посвятили отдельный материал. Плодово-ягодный совхоз – одно из самых молодых предприятий в городе. Еще весной, когда встал вопрос о закладке первых плантаций, многие не были уверены, что здесь удастся что-то вырастить. Прошло лето, и все убедились, что яблоки и груши могут созревать на уральской земле. Люди готовы были сутками работать, чтобы доказать возможность развития в городе высококультурного садоводства. Потребителю дали около тонны яблок и с полтонны всевозможных ягод.

«Плантации плодово-ягодного совхоза раскинулись по соседству с бледнокрасноватыми стройными соснами и лапистыми конусообразными елями. Здесь во всем чувствуется противоположность. Нежный шелест листвы яблонь, безукоризненно прочерченные аллеи, опьяняющий запах цветов невольно переносят нас на юг к берегам Черного моря, к белоснежному хребту Кавказских гор или заставляют ощутить приятное дыхание солнечной Украины. Старый суровый Урал отступает по всем фронтам, очищая место передовой технике и высокой культуре сельского хозяйства и садоводства».

Начались занятия в начальных классах школ города. Большинство учебных заведений хорошо подготовилось к приему детей. Помещения отремонтированы, исправлена и покрашена классная мебель, завезено топливо, много поработали учительские коллективы. Учащиеся и педагоги школ №№21, 9, 5, 3, 23, 28, 16 и других благодарны своим шефам, создавшим им все условия для успешного ученья. Завод (член завкома тов. Кузнецова) выдал школьникам около 2 тысяч пропусков в столовые. Кроме этого организовал интернатные группы на 540 человек. Там дети получали двухразовое питание и готовили домашнее задание под наблюдением специальных воспитателей. Такие группы для детей фронтовиков были открыты в школах №№30, 31 Ленинского района.

Но первый день показал недостатки. Предварительный учет детей провели плохо. В результате 1-го сентября в школы пришли дети, которых не было в списках. Особенно большая суматоха получилась в Дзержинском районе. Так, в школу №55 явилось 350 новичков, и школа не была готова к их приему. Такие случаи были и в других районах города (школы №№6, Сталинского района, 28, 16 Ленинского района). Некоторые учреждения оказались не укомплектованными учительскими кадрами. Только в одном Дзержинском районе не хватало 20 педагогов. Не было учителей начальных классов в шести школах Ленинского района. Не во всех учебных заведениях приготовили горячие завтраки для учащихся, а в ряде школ, например, №6 и 25 Сталинского района их совсем не было.


В Н.-Тагильской музыкальной школе начался новый учебный год. За время летних каникул двое учащихся выступили на Всероссийском смотре воспитанников музыкальных училищ. Ученик 7-го класса Госман исполнил два произведения Баха, прелюдию Лядова и рондо Бетховена. Юный композитор 9-летняя Нина Бугакова исполнила вальс и вариации собственного сочинения.

Всесоюзный конкурс юных охотников провела редакция журнала «Дружные ребята». Три молодых добытчика Н.-Тагильской конторы Заготживсырье завоевали почетные места. Маня Булычева получила первую премию – ружье с боеприпасами и значок «Отличнику охотпромысла». Две вторых премии – охотничье ружье – получили Вениамин Гилев и Павлик Пономарев. Каждому из этих ребят сейчас по 14-15 лет, но они полностью заменили своих отцов-охотников, призванных в Красную Армию. За сезон 1943-44 годов ребята добыли белки, зайца, куницы и другой пушнины более чем на 2 тысячи рублей. В этом году они обязались дать в два раза больше.

В городе готовились к открытию индустриального института (сейчас Нижнетагильский технологический институт УрФУ). Промышленность Урала требовала новых специалистов – поэтому расширялась сеть учебных заведений, готовящих инженеров-горняков, металлургов и машиностроителей для рудников, заводов и фабрик. Постановлением Совнаркома СССР в Тагиле организовали индустриальный институт в системе Наркомата черной металлургии. В его состав вошли три факультета с десятью специальностями и вечернее отделение без отрыва от производства. Здесь могли получить научную и практическую подготовку специалисты по металлургии черных металлов, по разработке рудных месторождений, геологоразведчики, машиностроители, сварщики и технологи по силикатам и пирогенным процессам. Общее количество студентов должно было достигнуть полутора тысяч.

Институту выделили три здания на улице Уральской. Для учебного и бытового обслуживания Народный Комиссариат запроектировал строительство учебно-лабораторного корпуса размерами до 5000 квадратных метров, жилой дом для профессорско-преподавательского состава, а также должны были привести в порядок общежития для студентов. Отдел рабочего снабжения организовал для студентов через столовую усиленное питание. В институте предстояло развернуть свыше 20 лабораторий и мастерских по различным специальностям. Создавалась библиотека более чем в 25 тысяч томов научно-технической литературы. Для студентов института установили повышенную стипендию, предоставляли отсрочку от призыва на военную службу. Комплектование научно-преподавательскими кадрами всех факультетов было завершено. Комитет по делам высшей школы направил в Тагил 10 кандидатов наук, заканчивающих аспирантуру, а народные комиссариаты командировали в институт квалифицированных инженеров с производства. На первый курс были приняты 100 студентов, на старшие зачислили студентов эвакуированных Криворожского горнорудного и Бежицкого механико-машиностроительного институтов.

C 15 сентября по 15 октября по всей стране проводился очередной призыв (мобилизация) городской и сельской молодежи в ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Всего рассчитывали принять 51 тысячу учащихся. Большое внимание уделялось подготовке кадров для освобожденных районов. После шестимесячной учебы 20 тыс молодых рабочих должны были отправиться на металлургические заводы Юга, в Криворожский и Никопольский бассейны.

Специальное обучение организовали для инвалидов отечественной войны, которые не могли работать по прежней профессии. В госпитале создали курсы для подготовки счетных работников. В апреле закончили обучение 8 человек по торговому учету и 11 – по колхозному. В июне количество курсантов возросло до 22 человек. Многие уже работали по новой специальности на предприятиях и в колхозах района.



За годы войны промышленность Тагила сильно выросла за счет строительства новых заводов, цехов, энергетических мощностей. В культурном отношении город также вырос. Хуже обстояло дело с благоустройством. Дороги и тротуары были в основном в центре города, на промышленных площадках и поселках заводов. В остальных местах проехать и пройти было трудно. Такое положение трудно было объяснить, ведь Тагил располагал громадным количеством дорожных материалов, писали корреспонденты многотиражки. По их мнению, в условиях Тагила, с резко меняющимся климатом, при больших атмосферных осадках, частых заморозках и оттепелях, при наличии смешанного транспорта надежным покрытием для дорог должна быть каменная шашка или еще лучше – брусчатка.

«Преимущества этого покрытия следующие: долговечность, удобство ремонта при посадках, ровная поверхность, дающая хорошее сцепление при движении транспорта, приятное зрительное впечатление, нечувствительность к температурным колебаниям, нетребовательность в уходе, возможность немедленного ввода в эксплуатацию готовых участков. Кроме того, брусчатые дороги допускают свободный проезд конного, автомобильного и даже гусеничного транспорта, что в условиях Тагила крайне важно», – писал С. Шамарин.

Много неприятностей у тагильчан было связано с горбатым мостом. Деревянную переправу построили в 1928 году, она проходила между реками Тагил и Рудянка и территорией завода им. Куйбышева. Средняя часть возвышалась над рельсами, по которым ходили железнодорожные составы. Из-за этой арки мост и получил название «горбатый». В холодные зимние дни и ночи люди вынуждены были забираться по крутым обледеневшим лестницам. Частенько переход заканчивался для пешехода «полетом с двадцатиметровой высоты, ушибами, а порой и увечьями». Так длилось несколько лет. На многих собраниях и конференциях принимались резолюции о необходимости провести капитальный ремонт моста, но положение оставалось неизменным. И вот металлурги завода им. Куйбышева решили исправить горбатый мост. Во внеурочное время они начали строить новый железобетонный.

«…День и ночь не затихают удары лопат, лязг бетономешалок на общественной заводской стройке. После вахты у огнедышащих мартеновских и доменных печей мастера стали и чугуна берутся за кайло и лопату, роют котлованы для фундамента под колонны моста, заготовляют бетон и т.д. Сталевары, горновые, токари, прокатчики, работники умственного труда успешно справляются с профессиями строителей», – писал Л. Вершинин.

А вот другой мост ждала незавидная участь. Деревянный проход, который был у диспетчерской будки городского трамвая на углу улиц Ленинской и МОПРа, стали разбирать на дрова. Однажды ночью пропала одна доска. На вторую ночь вторая, а на третью автор заметки встретил «блондинку с перманентными кудрями», которая отрывала крепко прибитые доски. Застигнутая на месте преступления, женщина пообещала, что вскоре будет построен новый мост. Но с тех пор прошел почти год, и ничего не изменилось.

Писали и о серьезных преступлениях. Так, рабочий одного из заводов Дзержинского района Головин заметил, что у напарника при себе есть продовольственные хлебные карточки, и решил его ограбить. Пока тот спал, он ломиком нанес два удара по голове, забрал из кармана карточки и деньги. Напарник скончался. Народный суд 11 участка на приговорил Головина к 10 годам лишения свободы с поражением прав на 5 лет.

Этот же суд слушал дело по обвинению А.М. Веселовой. Женщина, начиная с 1939 года, занималась подпольными абортами, очень часто меняя место своего нахождения. С 1942 года она нигде не работала и сделала эту незаконную деятельность своим единственным источником дохода. Аборты Веселова делала, не имея медицинского образования, в антисанитарных условиях, причем получала за это продукты, водку, промтовары, продовольственные карточки и т.д. Народный суд 11 участка приговорил тагильчанку к 5 годам лишения свободы.

Сентябрь 1944 запомнился выдающимися событиями в культурной жизни нашего города. В Нижний Тагил на несколько дней приехал известный артист-орденоносец, советский актёр театра и кино Александр Хвыля. Выступления должны были состояться в летнем театре горпарка, центральных клубах Дзержинского района и Тагилстроя.

Александр Хвыля дебютировал в кино в роли Устима Кармалюка. С 1941 года работал на разных киностудиях страны. В 1942 году ему предложили роль в биографической картине «Александр Пархоменко». В дальнейшем Хвыля играл в таких фильмах, как «Кубанские казаки», «Дорога к звездам» «Майская ночь или утопленница», «Тарас Шевченко». В сказочной ленте «Вечера на хуторе близ Диканьки» известный актер перевоплотился в казака Чуба. После фильма «Морозко» в течение многих лет он считался главным Дедом Морозом страны, выступая в этой роли на ёлке в Кремле.


С гастролями приехал в город Свердловский Государственный театр музыкальной комедии. Несмотря на то, что пришлось работать в клубе (в то время отсутствовало постоянное театральное помещение), коллектив сумел показать несколько хороших спектаклей. Правда, небольшие размеры сцены, оркестровки, служебных помещений заставили несколько сократить декорации, хор, оркестр и балет. Прекрасно прошли постановки оперетт «Баядерка» и «Талисман». В этих спектаклях, кроме ансамбля, театр показал своих лучших солистов. За время гастролей в Тагиле театр дал 19 спектаклей и более 10 шефских концертов, обслужив около 15 тысяч человек.

В афишу Тагила попал Свердловский Государственный театр оперы и балета им. Д. В. Луначарского. В программу вошли спектакли «Паяцы», «Бармен», «Травиата», «Риголетто», «Севильский цирюльник».

К новому сезону готовился цирк. В его вошли несколько крупнейших номеров и аттракционов советского цирка, созданных в последние годы. Интересна группа жокеев под руководством заслуженного артиста РСФСР орденоносца Александрова-Серж. Заслуживали внимания известный дрессировщик львов орденоносец Макс Борисов, канатоходцы Свирины, группа Лурих (переходная лестница) и другие. В программу включен недавно созданный номер «Гигантские шаги» в исполнении большой труппы Павловых.

Нельзя не сказать о спортивной жизни в сентябре 1944. Местные футболисты одержали грандиозную победу над сборной команды московского военного округа. Товарищеский матч состоялся на стадионе «Локомотив» в Нижнем Тагиле. Несмотря на старания соперников, преимущество удерживали хозяева поля. Матч окончился со счетом 4:0 в пользу Тагила.

«Сильнейшая футбольная команда нашего города еще раз показала, что она имеет право на встречи с лучшими командами не только Свердловской области, но и крупнейших городов Советского Союза. Всю игру она провела в хорошем темпе, очень организованно».



В следующем выпуске мы окунёмся в историю октября 1944 года. Ждём от вас обратную связь и пожелания. Почта для писем: [email protected].

Благодарим за поддержку при подготовке проекта Центральную городскую библиотеку Нижнего Тагила.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*